Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Еще один взгляд на телевидение - 20 лет спустя. Фантазии и реальность

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Еще один взгляд на телевидение - 20 лет спустя. Фантазии и реальность

Константин Кочуашвили
Советник генерального директора ОАО "НТВ-Плюс", член редсовета журнала ''Broadcasting”

В 1983 г. была опубликована статья К.З. Кочуашвили "Один взгляд на телецентры будущего"1. В статье автор поделился соображениями о возможных свойствах и особенностях техники для ТВ-вещания на рубеже столетий. Спустя 24 года эту статью прокомментировал кандидат физико-математических наук СИ. Никаноров, академик Международной академии телевидения, член редсовета журнала "Broadcasting": "Начну с цитаты: "Разработка комплекса ТВ-аппаратуры четвертого (цифроаналогового) поколения стала составной частью программы развития телевидения на XI пятилетку. При дальнейшем уточнении этой программы следует обратить внимание на отдаленные перспективы внедрения цифровой техники..." Если бы Константин Захарович работал только "телевизионным Жюлем Верном", то перспективы были бы действительно отдаленными. Но он оказался не Кассандрой, а Гераклом и сам занимался "авгиевыми конюшнями" телерадиопроизводства. В результате сбылось все. Сам предсказал — сам и поработал. Вашему вниманию предлагается его новый прогноз. Для кого-то фантастика, а для Константина Захаровича - рабочая площадка. Успехов тебе, дорогой друг!"

Спустя более двух десятилетий после публикации материала "Один взгляд на телецентры будущего" я вновь набрался смелости предложить свой прогноз относительно характерных черт и этапов развития будущего телевидения.

Прошу читателей, не обессудьте, если что-либо покажется вам несбыточным. Считайте меня фантазером.

Электроника и связанные с ней технологии, в том числе и телевизионные, развиваются так быстро и бурно, что дать объективный прогноз на будущее довольно сложно.

Тем не менее попробую пофантазировать.

От камеры до телевизора

В современных телевизионных камерах весовые характеристики электронного блока и объектива достаточно близки друг другу. Это в первую очередь касается репортажных камер, а в студийных и во внестудийных камерах вес и габариты объективов, особенно длиннофокусных, постепенно, но стабильно становятся значительно больше веса и габаритов камерного блока.

Может ли быть найден выход из создавшейся ситуации, чтобы уменьшить и вес и габариты оптики? В теории, да и на практике любой объектив - это серия неподвижных и подвижных линз, то есть сложный оптический прибор, в основу которого положен принцип устройства человеческого глаза. Но что если поискать иные способы и технологические решения?

Вернемся к человеческому глазу. Известно, что глаз - это сенсорный орган зрения, воспринимающий электромагнитное излучение в диапазоне световых длин волн (у человека 380-760 нм). Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопическим (то есть формировать трехмерное изображение).

Семимильные шаги в медицине, направленные на создание искусственного глаза или замены его составляющих, неизбежно наталкивают на мысль о возможных вариантах применения опыта медиков.

Сегодня уже создан бионический глаз. Он состоит из детектора изображения, улавливающего световые сигналы и преобразующего их в электрические импульсы, а также из нескольких сотен микроскопических электродов.

Устройство представляет собой электронный протез сетчатой оболочки глаза, действующий по принципу светочувствительного датчика цифровой камеры.

Таким образом, оптическим устройством камеры может стать бионический глаз, помещенный в специальную оболочку (среду "питания"). А вот для стереокамер понадобится уже два "глаза", две матрицы и два цифровых тракта.

Не исключено, что в ряде случаев "телеглазу" понадобится некий окуляр - бинокль.

"Телеглазки" могут быть разными, в том числе наподобие птичьих, рыбьих или органов зрения у насекомых.

Такое решение, безусловно, найдет применение, если разработчики оптики займутся не только собственными разработками, но и выступят в тандеме с медиками. Тогда о злободневном вопросе габаритов и весовых характеристик объективов можно будет забыть.

Широкое применение найдут и новые методы компрессии телевизионного сигнала. Наверняка появится какой-нибудь MPEG-X, в котором цифровой поток уменьшится до минимума и телевизионная камера с "телеглазками" превратится в миниатюрное устройство. Выходной сигнал с камеры будет компрессированным. Его обработка станет еще проще, телевизионный тракт станет удобным для дальнейшей обработки сигнала, монтажа, архивирования и т.д. Камерные штативы и краны станут совершенно иными. А телевидение, вероятнее всего, станет объемным. Но как быть с телевизионными приемниками, спросите вы. На каком приборе увидит объемное изображение зритель? Все не так страшно, нужно будет только найти способ обратного преобразования видеосигнала в световой поток. Вероятнее всего, это будет некий "ящик" со специальной многослойной средой, на каждый слой которой будет подаваться свой поток декодированных сигналов.

Матрица - будущая основа для телевизионных съемок

Появление многофункциональных матриц (матричных коммутаторов) -это тоже один из серьезных этапов в развитии телевизионного производства и вещания.

С целью показа многих событий, особенно это касается спортивных состязаний, ряд стран либо заказывает для себя передвижную телевизионную станцию, либо "тащит" ее за тысячи километров к месту события. Так формируется целевая программа для конкретной страны. Но не все имеют такую возможность, и поэтому на месте события расставляются камеры для формирования так называемой "международной" программы. Однако такая форма показа является вынужденной.

А далее фантазии делегируются творческим работникам - режиссерам, операторам, продюсерам. Освещать крупные мероприятия, ток-шоу, пресс-конференции, взглянуть из космоса на нашу планету будет проще. А что нужно репортеру? "Телеглазик"-петличка со встроенной системой записи? Пожалуйста, получите.

А теперь представьте себе показ Олимпийских игр (а вдруг и на Олимпиаде 2014 г. в Сочи), где на каждом спортсооружении имеется большая матрица, умеющая не только коммутировать, но и преобразовывать сигнал в цифровой поток, эмбедировать звук и многое другое. На входы такой матрицы по беспроводным линиям связи подаются любые источники сигналов - с десятков новых миниатюрных камер с объективом-"телеглазиком" и встроенным микрофоном, с серверов, систем замедленных повторов, сигналов табло и т.п. А у режиссера будет установлено некое устройство дистанционного набора, с помощью которого он сам формирует выходной сигнал для своей страны. Например, на стадионе, где проходят состязания по легкой атлетике, режиссер может выбрать те объекты спортивного сооружения, где выступают спортсмены его страны или проводятся интересующие его страну финальные соревнования, набирая соответствующие камеры. И никаких передвижных телевизионных станций. Нет режиссеров ПТС, "навязывающих" тебе свое видение соревнования, создавая международную программу.

Сформированная программа подается на ту же матрицу и далее транслируется на страну и вещательную организацию.

Возможен будет и иной вариант формирования программы, но уже непосредственно в стране вещания. Сигналы, приходящие на матрицу с камер или иных источников, будучи компрессированными, мультиплексируются и подаются с ее выхода в виде цифрового потока на линии связи, принимаются непосредственно в стране вещания, где поток декодируется, и там на месте создается свой вариант эфирного канала/каналов.

Это уже другой подход и другой показ.

Аналогично программа сможет формироваться и для студийных, постановочных съемок. Как быть с мониторингом входных сигналов? Можно ли управлять выбранной для показа камерой (выбор плана, наезд/отъезд, панорамирование и др.)? Вопросы есть, но, как мне кажется, они решаемы. Это уже вопросы технической реализации идеи.

Линии передачи сигнала

В ближайшее время полностью изменится существующая технология передачи сигнала. "Добраться" от корреспондентского пункта до центральной станции без спутниковых систем или радиолиний уже сейчас не проблема. Проблема в качестве. Но новые системы компрессии телевизионного сигнала легко решат этот вопрос, равно как и вопросы доставки до приемного устройства зрителя высококачественного телевидения и целого ряда других интерактивных услуг.

Необходимость в наземных передающих станциях в крупных населенных пунктах постепенно отпадет. Их вытеснят наземные линии связи. А спутниковые системы связи по-прежнему будут служить средством доставки сигнала до базовых распределительных станций, находящихся в зоне покрытия.

Архивы

Я убежден, что архивирование видеоматериалов перекочует с пленки и жестких дисков на твердотельные элементы. Терабайты материала уместятся в некий твердотельный элемент размером со спичечный коробок.

Эти технологии уже начали появляться. Да, пока объемы хранения невелики, но будущее все равно за твердотельными элементами. И эта технология будет применяться не только для долгосрочных архивов, но и заменит серверные станции, видеомагнитофоны, в том числе и накамерные.


1 Кочуашвили К.З. Один взгляд на телецентры будущего // Техника кино и телевидения. 1983. № 8.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2007
Посещений: 10435

  Автор

Константин Кочуашвили

Константин Кочуашвили

Советник президента НАГ, советник генерального директора ОАО "НТВ-Плюс"

Всего статей:  4

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций