В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Кретов
Эксперт
Переход на цифровое представление аудиовизуального контента сегодня актуален как для телевизионного, так и для кинопроизводства. В данной статье автор делится своими представлениями о том, как электронное архивирование могло бы работать в кинопроизводстве
Кинопленка или цифровой архив?
Прежде чем углубляться в особенности технологии, хотелось бы отметить, что, судя по публикациям, на сегодняшний день кинопленка является наилучшим носителем для долгосрочного хранения киноматериалов. Даже лидеры киноиндустрии США сегодня хранят киноматериалы на пленке. Считается, что это наиболее надежный метод. Необходимо только выполнять требования, связанные с формированием черно-белых негативных копий каждой из цветовых составляющих цветного кинофильма. Долгосрочному хранению предпочтительно подвергать три негатива фильмов, каждый из которых соответствует зеленой, красной и синей компоненте цветного негатива. И несмотря на то что триацетатная основа все же не вечна, киноизображение сегодня хранят именно на ней, поддерживая идеальные условия хранения, периодически тестируя и копируя негативы.
Может сложиться впечатление, что для кинофильмов цифровое архивирование не требуется вовсе. Но я думаю, что это не совсем так. Дело в том, что у того или иного метода есть как достоинства, так и недостатки. Идеального же метода может не быть вовсе.
Если говорить о сохранности негативов в черно-белом компонентном представлении, то этот метод позволяет долгосрочно хранить киноматериал с максимально возможным качеством, но потребует времени в том случае, когда материал необходимо восстановить из архива.
Для того чтобы понять особенности традиционного и электронного архивирования, надо четко представить весь процесс как кинопроизводства, так и использования киноленты. Именно особенности современной дистрибуции фильмов требуют внимательного отношения к цифровым методам формирования и обслуживания архива.
Почему все же цифра?
Давайте представим себе ситуацию, когда продюсер снимает современный фильм, используя технологию цифрового кинопроизводства. Для обеспечения кинематографического качества используется весьма большой цифровой поток. В случае работы с некомпрессированным материалом поток может составлять 1,5-3 Гбит/с - это очень много. Потоки 2К или 4К применяются на стадии окончательного монтажа фильма или на стадии цифровой реставрации архивных кинолент.
После того как сверстан новый фильм или восстановлена электронная версия архивного кинофильма, он переносится на кинопленку для дистрибуции. Сегодня, помимо распределения кинопленок по кинотеатрам, фильмы могут тиражироваться и в электронном виде. Наиболее распространенной формой является DVD.
Развиваются HD DVD-, Blue Ray и HD-вещание. Со временем будут строиться цифровые кинотеатры. Фрагментами фильмов в электронном виде интересуются и те, кто задействован в рекламной компании нового фильма - то есть производители коротких роликов для анонсирования в кинотеатрах и на телевидении. Одновременно с DVD-версией фильма может появляться и телевизионная версия и т.д.
Нередко отобранные режиссером удачные дубли собираются в некомпрессированном формате на отдельный носитель в виде стримера или дискового массива для альтернативной верстки на случай, когда на основе полнометражного фильма создается телесериал или когда планируется выпуск альтернативной версии ленты. Однако в этих процессах
задействован творческий коллектив создателей фильма или всей киностудии. Фильм проживает бурную жизнь в кинопрокате, иногда и на телевидении, и после этого попадает на полку. Именно в этот момент актуальным может стать вопрос его правильного архивирования для будущего использования. Это же касается и тех фильмов, которые были извлечены из киноархива и восстановлены электронными методами. Иначе говоря, надо четко понимать, что делать с фильмами, произведенными или восстановленными в формате 2/4К.
Единый архив для народа и профессионалов
Я не вправе претендовать на абсолютную истину, однако позволю себе описать момент, когда тот или иной потребитель заинтересован в получении киноматериала из архива.
Представьте себе некий известный кинофильм прошлых лет. Вы помните его, но не можете найти его в кинопрокате. Найти его можно лишь в эксклюзивных кинозалах при учебных заведениях или в кинозалах, которые специализируются на ретроспективах. Для таких показов, вероятно, готовится одна или две прокатные копии. Данный процесс не требует оперативности, а кинолента может быть восстановлена из компонентного черно-белого негатива по соответствующему запросу.
Однако это не единственный случай, когда требуется материал из киноархива. В учебных заведениях популярностью могут пользоваться электронные версии старых фильмов. Более того, студент или публицист могут заинтересоваться индивидуальным просмотром, с применением повторов, поиском конкретных фрагментов. В этом случае не требуется кинопрокатный формат: может быть достаточно приемлемой электронной копии в формате MPEG-2 или MPEG-4.
Нередко киноматериалом прошлых лет интересуются телевизионные документалисты или создатели современных видеопродуктов для телевидения с применением архивных киноматериалов. Для продюсеров очень важен оперативный поиск, подбор различных фрагментов, в то время как поиск в архиве занимает значительную часть рабочего времени. В итоге может потребоваться фрагмент продолжительностью не более 5 минут с десятка кинолент. Восстанавливать множество коротких фрагментов из различных компонентных кинонегативов очень хлопотно и наверняка долго и дорого. Для телевидения же не требуется кинопрокатное качество. Предпочтительной может оказаться подборка фрагментов в одном из популярных цифровых форматов для постпродакшн: например, в формате IMX или DVCPRO-50 с потоком 30-50 Мбит/с в случае использования для телевизионного вещания. Для индивидуального просмотра на телевизионном экране в учебных или познавательных целях достаточно будет и 15 Мбит/с, а для передачи по каналам связи может быть задействован поток меньше 15 Мбит/с.
Перечисленные выше факты говорят о том, что современное архивирование и выбор соответствующего формата должны производиться с учетом потенциальных пользователей архива. В различных случаях необходимы различные форматы сжатия видеоматериала. К тому же современный архив должен быть удобен для поиска.
Архивный видеоматериал - особый ресурс. Это и национальное достояние, и коммерческий продукт. В некоторых случаях принципиально важно содержание материала, в то время как качество предоставляемой копии может соответствовать бытовому формату. В случае когда архивный видеоматериал нужен для телевизионного производства, то может оказаться, что за его использование продюсеру придется платить. При этом важно понимать, что коммерческое использование архивного материала тем более эффективно, чем легче к нему доступ со стороны потенциального потребителя. Потребитель должен иметь возможность найти нужный ему материал по тому или иному параметру, находясь при этом в удобном для него месте. Идеальным средством для этого является Интернет. Сегодня корпоративные пользователи имеют доступ в эту глобальную сеть через подключения с пропускной способностью от 250 кбит/с до 4 Мбит/с и более. А благодаря технологии ADSL "быстрое" подключение стало доступно даже домашним пользователям. Теперь искать нужный материал в киноархивах можно с помощью Глобальной сети. При хорошо развитой инфраструктуре архива поиск может осуществляться с использованием копий низкого разрешения киноматериалов. Один только доступ к поиску с просмотром уже мог бы приносить определенный доход, для чего нужно создать соответствующую инфраструктуру. Подробнее речь об этом пойдет далее.
Выбор цифрового формата
На первый взгляд кажется нерациональным архивировать оцифрованный киноматериал в некомпрессированном виде в формате 4:4:4:4: в таком случае потребуется значительный объем памяти для хранения. Но архивирование в некомпрессированном виде предпочтительно с точки зрения возможностей дальнейшей обработки киноматериала. Как отмечалось выше, некомпрессированная версия может быть заархивирована путем распечатывания на архивный черно-белый компонентный негатив. Однако такой способ нельзя назвать современным.
Вопрос выбора формата зависит от определения приоритета в пользу дистрибуции или последующей обработки киноматериалов. Для целей архивирования в любом случае необходимо сделать как минимум две копии версии кинофильма. Одна из них - компрессированная или некомпрессированная копия высокого разрешения, вторая - копия низкого разрешения с высокой степенью компрессии (например, в формате MPEG-4).
С помощью копий низкого разрешения можно было бы осуществлять достаточно массовый доступ к просмотру архивного киноматериала, который, впрочем, не должен быть безграничным. Большое количество запросов пользователей может создать определенные проблемы при on-line-проигрывании или же потребует использования очень маленького потока, что значительно снизит качество изображения (для кинофильмов это нежелательно). Но даже с ограниченным доступом архив должен быть открыт для таких категорий пользователей, как студенты и преподаватели профильных вузов, для киноведов и сотрудников музеев кино, для публицистов и представителей СМИ, для кино- и телепродюсеров и т.д. Думается, не стоит исключать и доступ для кинолюбителей на правах платных подписчиков. По сути, доступ к архиву должен напоминать работу телевидения по запросу.
Несколько иначе могла бы выглядеть работа с копиями высокого разрешения.
Во-первых, эти копии должны предоставляться уже по конкретному запросу после поиска и просмотра копий низкого разрешения. Во-вторых, копии высокого разрешения могут потребоваться пользователю в разных форматах и на разных носителях. При восстановлении из архива некомпрессированного киноматериала можно было бы кодировать материал в соответствующий формат. Но нужно помнить, что обработка большого видеопотока, особенно в режиме on-line, потребует серьезного ресурса. Поэтому чрезвычайно важен рациональный выбор формата высокого разрешения, в котором киноматериал может быть заархивирован или восстановлен из архива.
В-третьих, заявка на архивный материал может содержать просьбу предоставить определенные фрагменты различных кинофильмов, что потребует оптимизировать процесс восстановления. Большой поток хранимого материала и необходимость его преобразования могут вызвать затруднения в оперативности работ по извлечению из архива.
Выбор формата, в котором архивируются архивные компрессированные копии, должен осуществляться в соответствии с некой логикой. Например, получивший распространение в телевещании формат MPEG-2 имеет так называемый elementary stream, приемлемый для постпродакшн, и transport stream, приемлемый для передачи по линиям связи или рациональной записи на такие носители, как DVD. Компрессия осуществляется за счет межкадрового сжатия и позволяет сохранять высокое качество изображения при достаточно высокой степени компрессии. Для целей кинематографа создан более современный и эффективный формат на базе алгоритма MPEG-4. Особенность этого формата заключается в том, что диапазон изменения размера видеопотока очень широк: от 64 кбит/с до 600 Мбит/с и более. Диапазон изменения размера потока в MPEG-2 несколько уже: от 1,5 до 300 Мбит/с. Сегодня появляются новые стандарты кодирования, базирующиеся на алгоритме MPEG-4. Стандарт MPEG-4 SD (Studio Profile) лег в основу стандарта записи на видеокассету HDCAM SR. Данные стандарты позиционируются как приемлемые для кинопроизводства. Формат MPEG-4 SP позволяет работать с профилями 4:2:2 и 4:4:4; при этом поддерживается 10-битное квантование. Данный формат работает с 60i 24P 25P 50i 60P для 1080/4:4:4 и 50р, но только для 720/4:2:2 . Также формат обеспечивает внедрение до 12 потоков цифрового звука AES/EBU.
Размер потока видео до 440 Мбит/с - это значительно меньше, чем некомпрессированный поток 2/4К. Данный формат может быть использован для постпродакшн в случае работы в HD для создания рекламных роликов полнометражной картины для кинотеатров, HD-DVD-или HD-телевещания.
Очень важно учитывать факт развития транспортных форматов на основе MPEG-4: например, стандарт AVC или Н.264. Данные стандарты ориентированы на создание версий кинофильмов с очень высокой степенью компрессии для целей массовой дистрибуции кинопродукции. Если киноматериал заархивирован в MPEG-4 SP, то для его восстановления с целью тиражирования на HD-DVD или распределения в HD-вещательную сеть потребуется преобразование из версии Studio Profile в версию AVC. Преобразование форматов, как правило, требует особого ресурса и влияет на качество изображения. Однако эти потери будут минимальны, если преобразование происходит в рамках одного алгоритма и в случае преобразования из HDCAM SR в AVC их общим алгоритмом будет MPEG-4. Таким образом, можно резюмировать, что если основными заказчиками на восстановление из электронного архива будут электронный кинопрокат, производители HD-DVD или HD-вещатели и все они будут заинтересованы в получении материалов в HD-формате, то в этом случае форматом для электронного архивирования может быть HDCAM SR. Однако, когда необходимо архивировать 1080/4:4:4, то нет возможности получить поддержку 50р, в то время как съемочные камеры поддерживают данную развертку. Для российского и европейского рынков это несоответствие очень актуально. Впрочем, данный выбор может оказаться неоправданным и тогда, когда "потребителем" архивного материала является традиционное телевидение, которое вещает в стандартном разрешении. При этом на выходе материал должен подвергаться более сложному перекодированию из HDCAM SR в IMX, Digital Betacam, DVCPRO или даже в MPEG-2 Transport Stream. Здесь важно предусмотреть необходимые устройства и порядок преобразований в требуемый стандарт.
Если же архив предназначен только для потребителей в сфере стандартного телевещания, то в качестве формата архивирования может быть выбран IMX или любой другой формат компрессии, распространенный в сфере телевизионного производства.
Неизбежность разноформатицы
Цифровое архивирование характерно тем, что на архивном носителе могут быть размещены файлы любого формата. Определяющим при выборе формата может оказаться тип архивируемого киноматериала. Известно, что некоторые фильмы, созданные по заказу Гостелерадио, выпускались в формате 4:3 и были предназначены для телевизионного показа. В случае их архивирования в цифровом виде они могли бы быть сохранены в формате, более приемлемом для Standard Definition. То же касается документальных лент. Они, как правило, были сняты в формате 4:3 на черно-белую кинопленку, в некоторых случаях на цветную. Значительная часть документального материала или материала, отснятого для телевизионной публицистики, изначально снималась и архивировалась в телевизионном формате от Q до Betacam. Документальные киноматериалы, как правило, востребованы на телевидении, поэтому их хранение может оказаться значительно более удобным в Standard Definition (например, IMX или DVCPRO). Здесь стоит еще раз подчеркнуть, что выбор формата архивирования зависит от того, кто будет использовать архивный материал.
Продолжение следует
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2006
Посещений: 13841
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций