Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифровое вещание в Якутске: вопросы и ответы

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Андрей Цыкунов
Технический директор компании "Триада-ТВ"

Андрей Ребров
Заместитель генерального директора ГУП ТЦТР Республики Саха (Якутия)

Цифровое вещание в Якутске: вопросы и ответы

Cегодня много пишут о цифровом телевидении. Определен срок окончательного пepexoда России от аналога к цифре. Многие отечественные и зарубежные производители предлагают оборудование для наземного цифрового телевизионного вещания, в том числе оборудование для пpиeма, обработки и формирования транспортного пoтока

С каждым годом телевизионная техника становится доступнее. На покупку гибридного передатчика мощностью в аналоговом режиме 1000 Вт и в цифровом 250 Вт сегодня требуется менее $25 000.

Есть телекомпании,заинтересованные в приобретении оборудования и имеющие для этого все возможности. Однако несмотря на это, процесс перехода на цифровое телевизионное вещание практически замер.

Сдвинуться с места мешает неопределенность в вопросе частотного планирования и лицензирования. Передатчик один, канал один, а программ несколько - кто чем владеет? кто за что отвечает? кто платит и получает прибыль? Как будет проходить конкурс на получение лицензии на право вещания в одном пакете телекомпании? Как привлечь потребителя к покупке set-top-Ьох? Как изменится зона покрытия при переходе на цифровой сигнал и какое качество приема будет у телезрителей?.

Последнему вопросу и посвящена данная статья.

Эксперимент в целях ликвидации

Для аналогового телевидения существуют нормы и методики измерения зоны уверенного приема. В случае цифрового вещания обычно ссылаются на стандарт DVB-T (ETS 300744) и (TR 101190, 101191). Четких, описанных на русском языке методик сейчас нет. Инженеры, обслуживающие телевизионное оборудование, справедливо вопрошают: "Где правила технической эксплуатации систем вещательного телевидения для цифрового вещания?". Несмотря на то, что экспериментальное вещание в стандарте DVB-T в Москве и Санкт-Петербурге ведется не первый год, в открытых источниках опубликовано очень мало информации о полученных результатах. При этом были опубликованы результаты эксперимента приема программ в автотранспорте во время движения в городской черте, в то время как большинство зрителей смотрят телевизор дома. Для ликвидации этого пробела нами был проведен эксперимент по организации цифрового вещания в стандарте DVB-T в г. Якутске.

Целью эксперимента являлось:

  • определить реальнyю зонy уверенного приема передатчика мощностью 1000 Вт (250 Вт в цифровом режиме) и сравнить ее с зоной приема аналогичного по мощности и близкого по частоте аналогового передатчика;
  • оценить качество принимаемых программ как на стационарных, так и на подвижных объектах;
  • проверить устойчивость приема программ в неблагоприятных местах (закрытых дворах, "ямах" и рядом с источниками помех).

Какое оборудование использовалось?

В ходе эксперимента использовалcя цифровой передатчик отечественного производства Polaris ТVТ-1,0 36 ТВК с выходной пиковой мощностью 1000 Вт. Передатчик через мост суммирования 36 + 38 + 40 ТВК был нагружен на антенну СЕРВ-ДМГ с усилением 11дБ.

Высота установки антенны составляла 225 м. Оборудование для эксперимента было предоставлено ГУП "Технический центр телевидения и радиовещания" Респyблики Саха (Якутия).

Программный транспортный поток был взят со спутникового приемника ТТ1120, имеющего цифровой АSI-выход. При этом транспортный поток не мультиплексировался и непосредственно подавался на цифровой модулятор передатчика. Скорость входного транспортного потока варьировалась от 4,285 до 17,600 Мбит/c. Количество программ в пакете составляло от 1 до 4. Уровень принимаемого сигнала, спектр и уровень сигнал/шум контролировался анализатором спектра Rover DL-1. Визуальный контроль качества принимаемых программ в стационарных условиях проводился на set-top-Ьох F3-FOX Т, на автомобиле - на set-top-Ьох DigiPal 1. Для приема использовалась широкополосная логопериодическая 5-элементная антенна. В табл. 1 указан уровень минимального сигнала на входе приемника согласно стандарту TR 101190.

Соотношение сигнал/шyм для уверенного приема (качество приема >95%) составляет 9 дБ.

Соотношение сигнал/шyм для приемлемого приема (качество приема >70%) составляет 2,9 дБ.

Зависимость максимальной скорости (в Мбит/c) от типа модуляции и соотношения сигнал/шум показана в табл. 2.

Как проводились измерения?

Измерения уровня сигнала, соотношения сигнал/шум проводились одной мобильной бригадой в течение суток. Уровень сигнала контролировался дискретно более чем в 50 точках города.

За границей Якутска измерения проводились в северо-запaдном направлении. Самой удаленной точкой при этом был 29-й км Вилюйского тракта. Визуально качество приема программ контролировалось непрерывно.

В юго-востoчном направлении измерения не проводились в связи c незначительной заселенностью этою направления.

На 90% территории города мобильный прием программ был устойчивым. Проблемы с приемом в движении возникали на окраине города на расстоянии более 5 км от передающей вышки. 3a железобетонными зданиями на границе c открытым пространством уровень сигнала скачкообразно менялся от 48-50 дБмкВ до 10-20 дБмкВ. В результате кратковременно пропадало звуковое сопровождение, возникал эффект стоп-кaдра вплоть до полного рассыпания картинки на пиксели. После остановки автомобиля прием программ восстанавливался.

На всем участке Вилюйского тракта от границы города до 29 км прием программ в движении был качественным, без искажения изображения и звука.

Качество приема не зависело от направления движения автомобиля.

На 25 км тракта проводилось сравнение качества приема аналогового и цифрового каналов. Аналоговые каналы принимались с помехами, изображение было черно-белое и сильно зашумленное, требовалось позиционирование антенны. Цифровой канал принимался качественно и от ориентации антенны не зависел. 3a 29-м км тракта прием программ резко прекратился в связи с особенностями рельефа местности. При перемещении на 1 км уровень сигнала на входе приемника с 42 дБмкВ снизилcя до уровня шумов 10-11 дБмкВ. Прием программ и измерения стали невозможны. В связи с неблагоприятными погодными условиями проверить зависимость качества приема от скорости автомобиля не представлялось возможным. Максимальная скорость движения составляла 60 км/ч.

Стационарный прием программ проводился только в пределах города. Напряженность поля в любой точке была не менее 48 дБмкВ/м. Даже в точках, где отмечался неустойчивый аналоговый прием, цифровой канал принимал- качественно.

В условиях слабого сигнала эффект стоп-кадра возникал только в момент передвижения антенны.

В ходе эксперимента использовалась телескопическая антенна (диполь) из комплекта телевизора. В местах неустойчивого приема аналогового сигнала цифровой сигнал принималcя с отличным качеством.

Все измерения проводились при следующих характеристиках цифрового канала:

  • ширина полосы канала - 8 МГц;
  • параметры модуляции соответствовали максимальной скорости передачи данных (вид модуляции - 64 QAM, защитный интервал - 1/32, скорость кода - 7/8).

Изменения защитного интервала и скорости кода мало повлияли на устойчивость приема программ во время движения. Изменение вида модуляции с 64 QAM на 16 QAM улyчшило качество приема. Локальные зоны, в которых прием во время движения был практически невозможен, сократились вдвое.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2006
Посещений: 20727

  Автор

А. Цыкунов

А. Цыкунов

Технический директор компании "Триада-ТВ"

Всего статей:  1

  Автор

А. Ребров

А. Ребров

Заместитель генерального директора ГУП ТЦТР Республики Саха (Якутия)

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций