В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Изначально альтернативы спутниковой дистрибуции ТВ-каналов практически не существовало, затем появились наземные РРЛ и оптоволоконные каналы связи, вещатели начали использовать выделенные MPLS-каналы. И наконец, с развитием технологий и распространением широкополосного Интернета в регионах появилась возможность существенно сократить расходы на доставку телевизионного контента в разные точки страны. Это стало возможно за счет активного развития телевидения по протоколу Интернета или IP.
Технологии помехозащищенной передачи видео по обычным интернет-каналам и новые высокоэффективные кодеки, которые являются составляющей OTT (от англ. Over the Top), сегодня стали частью технологии IPTV.
Пожалуй, никто из профессионалов не станет оспаривать тот факт, что главным преимуществом IPTV можно смело считать реализацию возможности просмотра видеоконтента на различных устройствах. На сегодняшний день пользователи могут смотреть видео на компьютере, телевизионной приставке, в автономном медиаплеере, телевизорах Smart TV, а также на различных современных мобильных устройствах, включая смартфоны и планшеты. Вещание, как правило, ведется в форматах MPEG2 или MPEG4, на смену которым сегодня постепенно приходит HEVC H.264. Среди прочих потребительских преимуществ IPTV – высокое качество изображения и звука, возможность интерактивного взаимодействия с контентом, использования двух и более каналов звука для улучшения качества его передачи, отложенного просмотра трансляций, а также наличие функционала индивидуальной доставки видео по запросу (Video-on-Demand).
Широкое распространение сегодня получает и появление гибридных решений IPTV/OTT. Интегративная технология обеспечивает смену парадигмы в области передачи и потребления контента с “One-to-One” на “Many-to-Many”. При этом все изменения происходят на базе единой платформы. Благодаря развитию технологии сегодня становится возможным разворачивать эфирное вещание даже на движущемся транспорте, передавая сигнал на множество принимающих устройств, избегая при этом повышенной нагрузки на сети передачи данных.
Сам по себе термин OTT означает доставку видеосигнала на приставку (компьютер, мобильный телефон) пользователя по сети Интернет без прямого контакта с оператором связи в отличие от традиционных услуг IPTV, которые предоставляются через управляемую самим оператором сеть с гарантированным качеством предоставления услуг.
Основными протоколами, реализованными специально для поддержки динамической адаптации качества контента, на сегодняшний день стали Apple HTTP Live Streaming (HLS), Adobe HTTP Dynamic Streaming (HDS), Microsoft Silver-light Smooth Streaming, Google WebM. А титул самой распространенной технологии вещания в Интернете смело можно присвоить HLS. Во многом на ситуацию повлияло широкое распространение среди пользователей устройств Apple. Технология HLS работает с сегментированным TS (Transport Stream) и в качестве транспортного контейнера использует самый распространенный стандарт MPEG (TS) и кодек H.264. Сегодня на рынке можно найти целый ряд производителей систем CA/DRM, предлагающих приложение с поддержкой '48LS – HLS. В свою очередь, создатели видеоприставок рассматривают HLS как базовую технологию при производстве устройств.
Все эти предпосылки и факторы не могли не отразиться на развитии рынка ОТТ в целом и подтолкнули отрасль к разработке новых технологий и стандартов.
Распространению технологий дистрибуции ТВ-контента через Интернет благоприятствует множество факторов, прежде всего, финансовых. В отличие от сегмента кабельного телевидения рынок OTT пока не сильно ограничен регулятивными нормами. Это значит, что его игрокам иногда не приходится закупать лицензии, а права на показ приобретаются у каналов не для эфирного вещания, а для распространения контента по сетям. Абонентская плата при такой модели взымается в форме оплаты за подписку или непосредственно за каждую единицу контента.
Если традиционная модель дистрибуции видеоконтента предполагает непосредственное участие оператора в его распространении, то технология OTT позволяет осуществлять доставку контента в обход оператора. Верхней точкой в цепи доставки контента при использовании такой модели будет агрегатор контента. Для этой модели распространения и продвигают так называемый “нейтралитет сетей”, с одной стороны, а с другой стороны, крупные ОТТ-операторы в ряде случаев уже платят сетям за SLA условия доставки их контента до конечного потребителя.
Не случайно эксперты из Transparency Market Research прогнозируют, что к 2020 году объем общемирового рынка IPTV достигнет $79,38 млрд. Если говорить отдельно о России, то даже при самом негативном сценарии количество абонентов операторского OTT к концу 2018 года превысит отметку в 1,3 млн домохозяйств. Общий объем рынка при этом может достигнуть 4,6 млрд рублей при среднегодовом темпе роста в 74%. Благоприятный сценарий и вовсе впечатляет: вполне вероятно, что к 2018 году в нашей стране технология будет поддерживаться 2 млн домохозяйств, а объем рынка достигнет 10,4 млрд рублей. Такими данными делятся аналитики бюро J’son&Partners.
Сегодня главные потребности отечественного рынка выражены такими факторами, как планомерный переход телевидения в OTT, потребление видеоконтента с мобильных устройств и Smart TV. Это значит, что перед производителями оборудования стоит довольно непростая в реализации задача – снизить нагрузку на сети операторов, как проводные, так и беспроводные.
Будучи частью технологии IPTV, представляющей собой закрытую или полузакрытую сеть, которая создается и контролируется оператором-поставщиком, модель OTT обеспечивает издателю прямой канал коммуникации с конечным потребителем. Технология OTT практически не имеет ограничений в плане пользовательского оборудования. Не случайно многие эксперты рынка сходятся во мнении, что в ближайшем будущем технология получит широкое распространение и плотно интегрируется в повседневную жизнь конечных потребителей. Уже сегодня OTT бесперебойно работает на существующей инфраструктуре, включая ADSL, DOCSIS, Wi-Fi, кабельные и спутниковые каналы.
Одним из важнейших факторов, способствующих развитию технологии, стала поддержка трансляции на несколько экранов – Multiscreen. Это, пожалуй, стало одним из главных преимуществ OTT, ведь технология позволяет получить доступ к контенту с любого устройства, подключенного к Интернету.
Гибридные решения IPTV/OTT обеспечивают широчайшие возможности для развития технологии Multiscreen. Не случайно аналитики рассматривают OTT в качестве важнейшего этапа развития технологий доставки контента, способного повысить ценность технологии.
В теории все выглядит довольно красиво, однако как же реализовать на практике широкое внедрение стандарта в условиях российской реальности?
Новые стандарты кодирования быстро развиваются, и благодаря этому удается строить решения, которые позволяют сократить необходимую полосу пропускания и повысить как качество трансляции, так и ее разрешение. Стандарт SD уже перерос в HD. Однако эволюция продолжается: сегодня технологические решения позволяют поддерживать новый стандарт Ultra HD, или 4K. Он обеспечивает сверхвысокое качество изображения и идеален для воспроизведения динамических изображений большого формата.
Так, например, разработка новых адаптивных видеокодеров и транскодеров стандарта HEVCH.265 позволяет снизить нагрузку на канал связи до 2 и более раз по сравнению с MPEG4 AVCH.264 и заметно повысить качество трансляции. Например, видео HEVC/H.265 с разрешением 720р можно закодировать всего 800 кбит/с, в отличие от 3000–4500 кбит/с в AVC/H.264.
При поддержке нового кодека технология легко может быть портирована в формат OTT. Специальный плеер на мобильных телефонах и планшетах iOS и Android позволяет принимать потоки, снижая в разы нагрузку на сети операторов. Применение такого решения дает возможность производителям и дистрибуторам контента ощутимо сократить как первоначальные вложения, так и ежемесячные платежи.
Кстати, о деньгах. На сегодняшний день такое решение можно создать на основе как западной, так и российской технологии. Стоимость российской системы составляет около 5 тыс. долларов, что при первом внедрении лишь на 30% выше стоимости кодера H.264. Аналогичная западная технология, способная обеспечить сходное качество передачи контента, колеблется в цене от 10 до 80 тыс. долларов. Столь низкая цена в сравнении с конкурентами обусловлена тем, что оборудование производится в России, и сами видеокодеки отечественного производства. По сути, это полностью импортозамещающий продукт на отечественном рынке, что, безусловно, очень актуально в наши дни.
Передача через Интернет может использоваться как производителями, так и дистрибуторами контента для доставки ТВ-каналов до региональных КТВ-операторов, организации прямых трансляций и видеоперегонов, организации трансляций по типу “мобильный репортер” с передачей по 3G/4G-сетям, организации ОТТ. Технически новый кодек H.265 может работать по двум ключевым схемам.
Схема “Точка-точка” используется для доставки контента и снижения нагрузки на участок сети. Это может быть, к примеру, магистральный участок VSAT от ПТС. После применения транскодера HEVCtoAVC можно использовать любые стандартные декодеры и ПО. Если того требуют условия, между транскодерами может быть организован помехозащищенный протокол связи для гарантированной передачи видео.
Схема “Точка-многоточка” применяется для раздачи контента по нескольким сетям на множество устройств. Это как раз и есть один из самых показательных примеров применения технологии ОТТ в действии. Такой подход обеспечивает снижение нагрузки как на магистральные сети передачи данных, так и на беспроводные. Принцип работы здесь следующий: кодер HEVC передает один адаптивный мультибитрейт-видеопоток до медиасервера, установленного, например, в головном вагоне поезда. Далее медиасервер распределяет видеопотоки на мобильные устройства, оснащенные специальным плеером или приложением, поддерживающим воспроизведение видео HEVCH.265. Медиасервер позволяет не только транслировать телевизионный контент на устройства, но и закрывать контент DRM/CAS, производить врезку и наложение на видео дополнительной информации и рекламы, предоставляет услуги “видео по запросу” и TimeShift.
Для случаев, когда внешние каналы связи временно отсутствуют, можно автоматически заместить трансляцию телеканала видеороликами или передачами, загруженными на сервер ранее. Помимо сетей Wi-Fi можно организовывать вещание при наличии покрытия сетей 2G/3G/4G/LTE.
Для этого используется специализированный роутер, который суммирует каналы до 5–8–16 модемов различных сетей в один общий канал.
Завершая разговор о перспективах развития технологий бюджетного распространения телевизионного и видеоконтента через Интернет, хочется отметить, что сегодня OTT делает доступным для трансляции значительно более широкий спектр медиапродуктов, чем традиционное или спутниковое телевидение, а также предоставляет дистрибутору контента гораздо больший контроль над его распространением.
Во многом этому способствует совершенствование технологий и появление новых стандартов. Кроме того, развитие Интернета и беспроводных сетей создает весьма благоприятные условия для формирования распределенной среды, в которой и будет создаваться и распространяться телевизионная и видеопродукция.
Важным преимуществом технологии OTT стала реализация возможности получения доступа к телевизионному контенту с любого устройства, подключенного по ШПД. Использование технологии ОТТ как составляющей IPTV сегодня расценивается экспертами как свершившаяся революция в развитии технологий доставки контента.
Отечественные производители оборудования не отстают от мировой отрасли и делают свой заметный вклад в развитие альтернативных методов доставки видеоконтента. Текущее состояние технологий и сетей связи, компетенции специалистов компаний-разработчиков оборудования позволяют решать задачи доставки контента в реальном времени через публичные сети связи, такие как Интернет и мобильные сети.
Современные решения обеспечивают широкие возможности построения распределенных сетей доставки контента, позволяя управлять видеотрансляциями и осуществлять их мониторинг в режиме реального времени.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2015
Посещений: 11691
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций