В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Дмитрий Богданов
Начальник отдела подготовки ТВ-программ ВГТРК
Говоря о программно-аппаратных комплексах нелинейного монтажа, подразумевают взаимодействие нескольких монтажных систем, которые дополняют друг друга функционально. Цель их совместной работы — увеличивать совокупную производительность
Первым шагом на пути к комплексному подходу стало применение в едином производственном цикле систем чернового (off-line) и чистового (online) монтажа (рис. 1). На начальном этапе развития нелинейной технологии проявилось довольно четкое деление систем на эти два класса. В самом деле, основное монтажное время уходит не на запись мастер-кассеты, а на подготовку монтажной последовательности, выработку так называемого EDL - листа монтажных решений. Более дешевые системы off-line, которые работают в черновом качестве, не требующем мощной аппаратной поддержки, и были предназначены для создания логической монтажной последовательности. Затем эта последовательность автоматически воссоздавалась уже в чистовом качестве на более дорогих системах, что требовало гораздо меньшего времени. Таким образом, временные затраты комплекса из нескольких систем on-line + off-line оказываются того же порядка, что и у аналогичного комплекса, состоящего только из on-line-систем. Однако экономическая выгода здесь налицо. Следует отметить, что связка систем online + off-line через EDL является единственным способом интеграции систем нелинейного и линейного монтажа.
Преимущества сетевых решений
Следующий шаг в комплексном использовании систем нелинейного монтажа напрашивался сам собой. Основа этой системы — компьютер, а компьютеры можно объединить в сеть и получить выгоду от совместной работы систем различного назначения в сети.
Примером реализации этой идеи стала технология AvidNet. Компания Avid Technology традиционно занимается производством систем различного назначения, уровня и стоимости. Объединенные в сеть, они могли бы дополнять друг друга при работе над одним и тем же проектом. Таким образом, уровень комплекса в целом равнялся бы уровню самой лучшей (и дорогой) системы.
В России такой комплекс впервые был создан в компании "ТВ-Центр" в 1997 году. Он состоял из двух станций видеомонтажа Media Composer, двух станций MCXpress и станции озвучивания Audiovision, объединенных через Ethernet 100 Mbit. Монтаж должен был начинаться на станциях MCXpress, где монтажное время имеет наименьшую стоимость. Там происходила оцифровка материала и первоначальный простой монтаж. Затем смонтированный материал пересылался по сети на Media Composer, где использовались эффекты реального времени и расширенные возможности монтажа. На конечном этапе материал пересылался по сети на Audiovision, где происходило озвучивание. Таким образом, на всем пути от исходника до мастер-кассеты материал ни разу не перезаписывался, какой бы сложности ни был монтаж. Скорость пересылки материала с одной станции на другую для двух слоев видео качества AVR75 (1:3) составляла 1/4 реального времени. Недостаток этой технологии в том, что во время обмена материалами обе станции должны были прекратить работу, а также в том, что работа над одним проектом происходила последовательно, не давая преимущества во времени. Достоинство же технологии — гибкое использование нескольких станций различного уровня, назначения и стоимости без перезаписи материала, что было крайне важно в эпоху повсеместного использования аналоговых форматов видеозаписи.
Применение видеосерверов в системах нелинейного монтажа
Использование нелинейных технологий позволяло уплотнить время работы над одним проектом. Первым шагом в этом направлении стало использование многопортового видеосервера в качестве базового устройства системы монтажа. Одна из первых подобных систем — Lightworks V.I.P. Станция была собрана на базе видеосервера Profile PDR-200 и предназначалась для мультикамерного монтажа в составе многокамерных ПТС или студий. Система позволяла производить одновременную оцифровку материала по четырем независимым каналам, монтаж "на лету", то есть уже через несколько секунд после начала записи, не дожидаясь окончания оцифровки. Таким образом, программа, отснятая несколькими камерами в студии, могла быть смонтирована и подготовлена к эфиру почти сразу после окончания съемок.
Развитие идеи применения видеосерверов в системах нелинейного монтажа проявилось в стремлении использовать видеосервер как основное устройство оцифровки и хранения видеоматериала, а монтаж вести на отдельно стоящих терминалах, подключенных к видеосерверу по компьютерной сети Ethernet, либо FibreChannel. Каждый пользователь системы с распределенными устройствами располагает общим рабочим пространством. При этом существует возможность локальной оцифровки материала на каждом рабочем месте монтажа. Однако ввиду того что рациональнее разделить во времени процесс монтажа и процесс ввода-вывода материала из системы, основным местом оцифровки материала следует считать именно видеосервер.
Подобная централизация позволяет легко организовать и такую функцию, как запись внешних линий в нужном количестве с перекоммутацией и по заранее намеченному расписанию. Примером такой технологии могут служить станции NewsFlash на базе сервера Leitch или станции CleanEdit на базе видеосервера EVS. В настоящее время проект большого информационного комплекса, реализованный в компании "ТВ-Центр" , ориентируется именно на монтажное решение со станциями NewsFlash (рис. 2).
По иному пути пошли инженеры компании Avid. Они изначально рассматривали серверную технологию только как возможность предоставления единого дискового массива различным по своему назначению и стоимости станциям для более полной реализации проекта и гибкого использования специализированных рабочих мест. Такое решение пришло на смену технологии AvidNet для отдельно стоящих (stand-alone) станций и получило название Avid Unity. В настоящее время к Unity можно подключить практически любую станцию из всего богатого спектра продуктов Avid.
Совместное функционирование рабочих мест журналистов и систем нелинейного монтажа
Еще один пример интеграции с использованием нелинейной технологии — совместное функционирование рабочих мест журналистов и систем чистового нелинейного монтажа Newscutter все той же компании Avid Technology. Рабочее место журналиста представляет собой инструмент по обработке материалов, поступающих от информационных агентств, поиску архивных материалов, в том числе медиаматериалов, работе с текстами и в конце концов предварительной подготовке сюжета. Все эти работы производятся на стандартном компьютере с использованием специализированного программного продукта. Однако стандартный компьютер не в состоянии обеспечить качество и монтажные возможности, необходимые для конечной сборки сюжета. Этим и занимается Newscutter, интегрированный в ньюсрум таким образом, что сюжет, предварительно собранный в черновом качестве, может быть открыт и доделан в качестве on-line. Если при этом журналисту необходимо снова обратиться к тексту, ему не нужно возвращаться на свое рабочее место: все возможности рабочего места журналиста реализованы в Newscutter.
Таковы направления поиска интеграционных возможностей систем нелинейного монтажа за последние 10 лет.
На пути к полной интеграции цикла ТВ-производства
Само появление конкурентоспособных по отношению к линейным решениям станций нелинейного монтажа, дало возможность встать на путь полной интеграции цикла телевизионного производства на основе компьютерных систем (рис. 3). Это был ключевой момент, поскольку монтаж является необходимым центральным узлом телевизионного производства во всем, что не касается систем прямого эфира.
Основная цель такой интеграции — сохранение качества материала, начиная с процесса съемки до выхода в эфир, что исключает процесс перезаписи (а именно он и является основой линейной технологии). Эта цель становится весомее с дальнейшим внедрением способов обработки сигнала, с точки зрения классической теории телевидения ухудшающих качество изображения, а именно: оцифровка сигнала (квантование, дискретизация), применение компрессии. Подобное ухудшение становится компромиссом между тенденцией снижения производственных затрат и поддержанием уровня качества изображения, необходимого зрителю. Очевидно, что если удается отменить ограничения на число перезаписей материала, то вопрос сохранения качества — это лишь вопрос использования техники, соответствующей определенным стандартам, а не вопрос длительности производственного цикла.
Промежуточным шагом к сохранению качественных показателей материала является внедрение цифровых интерфейсов и форматов записи.
Полное решение проблемы — это переход к тому уровню интеграции, когда обмен медиаинформацией происходит практически на файловом уровне и число перезаписей совершенно не влияет на качество исходного материала.
На сегодняшний день телевизионное сообщество находится на стадии утверждения стандартов такого обмена.
Проблема здесь заключается в том, что у многих производителей оборудования имеются свои варианты решения этой задачи: выработаны свои формы, форматы и методы обмена.
Особое место в процессе интеграции имеет продвижение на рынок комплексного продукта для подготовки новостей. Дело в том, что комплекс подготовки новостей — это телецентр в телецентре со своим законченным циклом производства, слегка упрощенным, но очень интенсивным, а потому тесно взаимосвязанным и по технологии производства и по техническим решениям. Именно здесь в первую очередь необходима теснейшая интеграция всех компонентов, начиная от рабочего места журналиста до архива, от записи внешних линий до выдачи в эфир - все ради скорости и многовариантности развития сюжета, в котором освещается то или иное событие, на любом этапе его подготовки. Время жизни сюжета — день, неделя, месяц.
При этом он выходит в эфир много раз, в разном виде, имеет развитие, сокращение. Естественно, что материал в таком комплексе может многократно проходить сложные производственные циклы, и перезапись нежелательна. Кроме того, с одним и тем же материалом могут (и должны! ) работать сразу несколько творческих направлений. Итак, необходим параллельный доступ и транспортировка медиаинформации (между функциональными узлами — узлами доступа) без потери качества. Сегодня такие возможности обеспечивают только компьютерные системы и нелинейные технологии монтажа.
ТВ-производство без потери качества
В январе 1999 года была создана компания iNews Systems, учредителями которой выступили Avid Technology и Tektronix. Основной продукт новой компании - iNews NRCS (Newsroom Computer System), вобравший в себя наработки учредителей AvidNews Newsroom Computer System (NRCS) and Tektronix NewStar. iNews NRCS, - это не просто усовершенствованная организация рабочих мест журналиста, но и интегрированная в них система монтажа, управления архивом, выпуском (эфиром), записью.
Такая система управления может стать основой организации телевизионного производства без потери качества, при условии внедрения интерфейсов обмена материалами файлового уровня и использования в качестве исполнительных, совместимых между собой устройств.
Рассмотрим схему информационного телевизионного комплекса. Необычным является то, что организация производства в нем подчинена нескольким основным принципам:
Весь телевизионный комплекс независимо от используемых внутренних форматов записи и обмена следует рассматривать как систему, имеющую определенные входные и выходные функции.
В данном случае входные функции системы определяются необходимостью поступления материалов от информационных агентств и наличием каналов телеобмена. Выходные функции системы реализуются через те же каналы телеобмена и подачу основных программ комплекса по стандартным каналам связи на модуляторы телевизионных передатчиков.
И входные и выходные функции системы реализуются через аппаратную коммутации внешних линий (АКВЛ). Сам вопрос необходимости организации АКВЛ или распределения ее функций между отдельными функциональными узлами — это вопрос концептуального построения комплекса, который в настоящее время трактуется неоднозначно. Во всяком случае, очевидно, что чем больше создаваемый телевизионный комплекс, тем значительнее в нем роль АКВЛ.
АКВЛ — это прежде всего коммутация универсальных медиаинтерфейсов. Например, SDI с вложенным звуком (SDI SMPTE 259M-С/272М) — наиболее простой способ организации транспортных потоков и коммутации. Нас же интересует внедрение обозначенных выше принципов и поэтому параллельно с обычной сетью коммутации создается единая система видеосерверов.
Она состоит из объединенных в сеть и медиапространство, но различных по своему значению видеосерверов. Условно их можно классифицировать следующим образом.
Первая группа — входные видеосерверы, осуществляющие запись внешних источников и кэширование информации, кодирование ее в различных форматах (для чистового монтажа), а также в низком разрешении (для возможности доступа с рабочих мест журналистов или для направления в архив).
Вторая группа — монтажные серверы, образующие единое медиапространство с прямым доступом для определенного числа станций нелинейного монтажа.
Третья группа — выходные серверы. Обеспечивают выдачу готовых программ или сюжетов в эфир. Доступ к ним из других узлов системы строго ограничен и предполагает лишь обзор и считывание информации. Отправка материала на такой видеосервер осуществляется по принципу "билет в один конец".
Предназначение архивного видеосервера - кэширование информации для записи в архив или считывание материалов из архива.
Вся эта система работает под управлением единого программного обеспечения. Например, программы iNews, состоящей из следующих компонентов:
Newsroom Computer System (NRCS) позволяет журналисту оптимально организовать свою работу со всем разнообразием доступных материалов;
MediaBrowse открывает возможность доступа к материалам единого медиапространства, в том числе к архивным и вновь поступающим в систему;
Broadcast Control System дает возможность контроля и управления процессом выдачи готовой информации в эфир.
Все компоненты комплекса при этом либо непосредственно выполняют функции нелинейного монтажа, либо используют эту технологию для выполнения своих локальных задач. Так, кэширование и отбор входящих видеопотоков — не что иное, как нелинейное во времени создание видеопоследовательностей. То же самое относится и к группе эфирных или архивных видеосерверов. На своих рабочих местах журналисты осуществляют предварительный отбор материала и создание сюжетов именно по нелинейной технологии.
Вся эта инфраструктура позволяет реализовать два последних принципа — серверный доступ внутри одного функционального узла и доступ к сервисным функциям других функциональных узлов.
Выбираем внутренний формат записи
Для сохранения качества материала без перезаписи очень важен выбор внутреннего формата записи информационного комплекса. К такому формату предъявляется ряд требований:
Следует отметить, что на сегодняшний день существует несколько форматов записи и хранения информации, отвечающих этим требованиям: DVCAM, Mpeg IMX или DVCPRO. Пожалуй, наиболее полно им соответствует именно DVCPRO (поддерживаемый большинством мировых производителей в качестве внутреннего формата) имеющий скоростной транспортный интерфейс SDTI и прямую совместимость форматов от бытового DV до соответствующего требованиям формата вещательного качества DVCPRO 50.
Реализация указанного системного подхода, помимо явных технологических выгод, требует квалифицированного подхода и финансовых затрат, к которым российский рынок телевизионного производства, к сожалению, еще не готов.
Следует отметить, что компания Avid вместе со своими подразделениями реализовала принципы подобного производства на CNN, ZDF (Германия), France Televisions (Франция) и др.
Описанные выше технологии получили свое развитие благодаря бурному внедрению не просто компьютерных технологий, но, в первую очередь, технологий нелинейного монтажа.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2003
Посещений: 13051
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций