Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Анатомия безленточных съемочных технологий

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Анатомия безленточных съемочных технологий


Владимир Водзинский

Руководитель отдела видеооборудования ООО "Профессиональные Телевизионные Системы"

Безленточные технологии телепроизводства сегодня прочно вошли в нашу повседневную жизнь и даже обрели многоликость. Совсем недавно единственным решением для ухода от традиционных кассет был жесткий диск, сегодня же его постепенно вытесняют твердотельные носители, лишенные подвижных элементов. Конструктив самих камер также меняется в духе времени — безленточная запись все чаще производится не на опциональном дополнительном модуле, а в самой камере, не имеющей лентопротяжного механизма.

Заметим, что концепция записи на ленточные носители до сих пор является эталоном надежности, и отказ от нее вызывает множество споров. Тем не менее связанные с лентой потери времени на поиск, перегон и переконвертацию материала в формат используемой нелинейной монтажной системы, а также элементарная перезапись лишь в режиме реального времени уже давно перестали устраивать телепроизводителей. Безленточные технологии призваны не только сократить рабочий процесс по времени, но и обеспечить удобство и гибкость нелинейной работы с материалом в форме файлов, готовых для работы с NLE.

Первые ласточки

Среди первых массовых устройств, облегчающих работу при производстве теленовостей, был накамерный дисковый рекордер - автономное устройство, обеспечивающее запись на встроенный HDD параллельно с записью на кассету. В такой схеме кассета являлась гарантом сохранности материала и после записи попадала на полку архива. В то же время файлы, полученные на жестком диске, были сразу доступны для последующей обработки на станции нелинейного монтажа путем подключения рекордера к компьютеру. Подобная технология получила аббревиатуру DTE - Direct То Edit, благодаря тому, что файлы на диске при записи создаются уже в необходимом формате - RawDV, AVI Туре 1, AVI Type 2, Matrox AVI, Canopus AVI, QuickTime, AVI Type 2 24p, QuickTime 24p, P2 MXF, Pinnacle AVI Avid DV OMF, MPEG-2 ts (.m2t), QuickTime HDV 1080i 50/60 и 720р 30 и т.п. Примером оборудования такого типа служат широко распространенные недорогие рекордеры CitiDisk, а также более функциональные Focus FS-4, имеющие на корпусе дисплей для отображения режимов, тайм-кода, навигации по меню и прочего. Эти устройства неплохо зарекомендовали себя при параллельной записи на кассету и на рекордер как при работе с форматом DV, так и с материалом HDV. Данная концепция продолжает развиваться и дальше, а сами рекордеры теряют в весе и габаритах, набирая в емкости. Так, показанный недавно на международной выставке IBC'2008 Focus FS-5 в два раза компактнее и легче предшественника FS-4 - благодаря применению более компактного жесткого диска 1,8" емкостью в 100 Гб вместо прежнего 2,5", используемого в FS-4. При этом устройство не только сохранило все имевшиеся у FS-4 возможности, но и приобрело новые. Среди них:

  •  цветной дисплей для отображения меню и статуса рекордера;
  •  буферная память на 10 с;
  •  наличие не только традиционного интерфейса IEEE 1394, но и USB 2.0;
  •  запись метаданных во время записи материала и многое другое. Дальнейшее развитие технологий с использованием жесткого диска привело к появлению нового поколения подобных устройств - камер и накамерных рекордеров, позволяющих запустить запись в такой паре уже в отсутствие кассеты в лентопротяжном механизме (если наличие параллельной записи на два носителя не требуется). Во многих подобных схемах в видоискателе камеры отображалась информация о статусе рекордера, уровне заряда его батарей, оставшемся месте на диске и т.п. Таким образом, накамерный рекордер перестал быть полностью автономным, камера и рекордер функционировали в тесной связке. По такой схеме работали камеры и рекордеры JVC GY-HD110-111 + DR-HD100E, JVC GY-HD200-201 + DR-HD100E и Sony HVR-V1E + HVR-DR60.

Конец автономии

Принципиально новым решением оказалось появление камер со слотами для твердотельных карт памяти. Безленточное устройство перестало быть отдельным прибором и "срослось" с камерой. Известный пионер Panasonic AG-HVX200, как и современный AG-HVX204, еще имеет встроенный ЛПМ, но запись на кассету обеспечивается только в режиме стандартного разрешения в формате DV. В то же время запись в формате DVCPRO HD производится на карты стандарта Р2, имеющие разъем и габариты, аналогичные PCMCIA, с потоком данных 100 Мбит/с. В паре с неплохой оптикой Leica-камкордер был признан для своего времени очень интересным устройством, что помогло ему обрести множество приверженцев в среде телепроизводителей.

Старшая модель Panasonic AG-НРХ500 лишена ЛПМ и оснащена не двумя, а четырьмя слотами под карты Р2. На них производится запись как материала стандартного разрешения, так и материала DVCPRO HD с представлением 4:2:2 и четырьмя каналами звука без сжатия (16 бит, 48 кГц).

Формат Р2 был принят на рынке, и в настоящее время производителем выпускается оборудование формата AVC-Intra (MPEG-4 H.264) с записью на те же карты Р2. Последние вмещают в себя теперь в два раза больше материала (что связано с меньшим потоком данных) по сравнению с оборудованием DVCPRO HD и практически без потери качества изображения. При этом новый кодек AVC-Intra 50 сохранил внутрикадровую компрессию и обеспечивает цветовое представление 4:2:0. Вариант AVC-Intra 100 с цветовым представлением 4:2:2 и потоком данных 100 Мбит/с не имеет выигрыша в компактности файлов по отношению к DVCPRO HD, но обеспечивает при том же потоке в 100 Мбит/с более высокое качество и сопоставим по этому параметру с форматом HD D5 от Panasonic.

Скорость доступа к данным в формате Р2 равняется примерно 640 Мбит/с. Максимальная емкость носителя на сегодняшний день составляет 32 Гб при цене порядка S1800. Анонсированы карты емкостью 64 Гб и с увеличенной скоростью обмена до 800 Мбит/с. Для доступа к материалу на карте Р2 достаточно лишь наличие ноутбука со слотом PCMCIA.

У Sony - свой формат

Компания Sony пошла своим путем и разработала принципиально новый формат - XDCAM ЕХ с записью на карты памяти SxS ExpressCard. Для обеспечения максимального времени записи камкордеры PMW-EX1 и PMW-ЕХЗ имеют по два слота для карт памяти. Таким образом, с двумя картами SxS PRO емкостью по 16 Гб каждая время записи HD-материала способно увеличиться до 140 минут. Карты SxS PRO используют интерфейс PCI Express, теоретически позволяющий достигать скорости считывания данных до 800 Мбит/с. С помощью камкордеров PMW-EX1 и PMW-EX3 можно выбирать значения цифрового потока при записи между 35 Мбит/с (режим HQ) или 25 Мбит/с (режим SP), в зависимости от желаемого качества изображения. В режиме HQ поддерживается разрешение 1920x1080 и 1280x720. В режиме SP - разрешение 1440x1080 при 25 Мбит/с, что обеспечивает совместимость с существующим оборудованием формата HDV 1080i.

Интересно отметить, что на прошедшей выставке IBC2008 также и JVC анонсировала устройство записи на карты SxS ExpressCard KA-MR100 для выпускаемых камкордеров JVC формата ProHD 200-й серии - GY-HD200E(B), GY-HD201E(B) и GY-HD251E. Конструктивно рекордер выполнен в виде отдельного крепящегося на камере компактного корпуса, не имеющего своего собственного аккумулятора, в отличие от опции записи на жесткий диск DR-HD100.

KA-MR100 будет обеспечивать работу с форматами:

  •  HDV-1 при потоке 19 Мбит/с. 720р;
  •  HDV-2 при потоке 25 Мбит/с. 1080i;
  •  MPEG-2 с цветовым представлением 4:2:0 и потоком 35 Мбит/с.

В настоящее время формат HDV-1 720р доступен для всех выпускаемых камер JVC, HDV-2 1080i может использоваться только на камерах моделей GY-HD200E(B) и GY-HD201E(B), a MPEG-2 35 Мбит/с является перспективным и ориентирован на будущие модели. Модуль KA-MR100 будет поставляться производителем начиная с марта 2009 года.

Легкий камкордер JVC GY-KM100 (пилотное наименование модели), впервые показанный на IBC2008, несмотря на небольшие габариты и вес, является полноценным аппаратом формата ProHD и первым от JVC в такой весовой категории - прежде всего благодаря отсутствию ЛМП. Подобное решение впервые выведено производителем на профессиональный рынок. В камкордере применены 3 CCD-матрицы, а запись материала будет производиться на твердотельную память непосредственно в самой камере.

Плюс накамерный модуль

Линейка камкордеров от Sony формата HDV сохранила в своем конструктиве ЛПМ для записи сигналов как стандартного, так и высокого разрешения (DV и HDV). Что касается новых моделей, то они уже в заводской комплектации включают в себя накамерный модуль HVR-MRC1K для записи материала на стандартную недорогую карту памяти Compact Flash, аналогичную используемой в фотоаппаратах. Единственным ограничением является скорость записи данных на карту -производителем рекомендованы карты не медленнее 133х. По такому принципу были разработаны камкордеры HVR-S270 и HVR-Z7. Следует отметить, что на международной выставке IBC2008 Sony анонсировала также продажу рекордеров HVR-MRC1K на карты Compact Flash в качестве недорогой опции к новым камкордерам, не имеющим такого рекордера в комплекте заводской поставки. Примером может служить камкордер Sony HVR-Z5, способный работать как с кассетами, так и с опциональным HVR-MRC1K. Решение выглядит чрезвычайно привлекательным благодаря невысокой цене и распространенности карт памяти Compact Flash. Но ввиду ограниченной скорости доступа к данным оперативность работы с подобными носителями намного ниже альтернативных систем на базе карт Р2 или SxS ExpressCard.

Оборудование Sony семейства XDCAM, использующее в качестве носителя оптические диски Professional Disc, также хорошо известно профессионалам. Данный модельный ряд постоянно пополняется. Однако ввиду изначальной тщательной проработки концепции формата и его сравнительной дороговизны (по отношению к упомянутым выше) революционных новшеств в плане конструктива оборудования ожидать не приходится. Технология записи на Professional Disc основана на применении сине-фиолетового лазера и в настоящий момент использует однослойные или двухслойные диски емкостью 23,3 или 50 Гб соответственно. Выпускаются камкордеры и деки стандартного и высокого разрешения, обеспечивающие запись в различных форматах и с различными потоками данных с одновременной записью прокси-копий в MPEG-4. В формате DVCAM запись производится с цифровым потоком 25 Мбит/с, что гарантирует время записи на диск около 85 минут. ТВЧ-устройства XDCAM HD позволяют записывать сигналы 1080/59,94i, 50i, 29,97P, 25P и 23,98P, используя кодек "MPEG HD" отраслевого стандарта MPEG-2 MP@HL. Можно выбирать следующие величины цифрового потока: 35, 25 или 18 Мбит/с, в зависимости от требований к качеству изображения и времени записи. При выборе максимального цифрового потока 35 Мбит/с обеспечивается время записи около 60 минут, а при 18 Мбит/с - примерно 120 минут.

На принципе взаимозаменяемости

Интересным решением является разработанный Ikegami в сотрудничестве с Toshiba и анонсированный впервые в 2007 году формат безленточных носителей GF-Pack, несущий идею съемного твердотельного носителя или жесткого диска в специальном защищенном контейнере. Твердотельные носители GF-Pack могут иметь емкость 16/32/64 Гб, в то время как емкость HDD составляет 120 Гб. Оба варианта характеризуются абсолютно идентичными физическими параметрами и интерфейсами, вследствие чего полностью взаимозаменяемы. Показанный на IBC'2008 камкордер HDS-V10 использует компрессию MPEG-2 и формат файлов MXF, обеспечивает запись с потоками 50 Мбит/с и 100 Мбит/с I-Frame. Одновременно с записью основного потока может создаваться прокси-копия в формате MPEG-4. Камкордер содержит встроенный буфер на 30 секунд для обеспечения смены носителей без прерывания съемки и потери материала. Параллельно с камкордерами GF-Pack разработаны полноразмерная 19" и компактная 1/2 19" станции-видеомагнитофоны GF-Station для работы с носителями GF-Pack.

Камкордер Ikegami Editcam относится к первенцам безленточной технологии, он появился в 1995 году и был ориентирован на работу с нелинейными монтажными системами Avid. Камкордер не имел ЛПМ в своем конструктиве, а съемный носитель FieldPack был построен на базе HDD или Flash-памяти, заключенной в защитный контейнер. В настоящее время камкордером Editcam DNS-33W поддерживаются монтажные системы Avid и Apple Final Cut-Pro. Камкордер может использовать несколько кодеков на выбор - DV 25/50, IMX 30/40/50, JFIF 3:1/10:1/20:1 с форматом файлов MXF или OMF. Также доступен HD-камкордер Editcam HDN-X10, впервые использующий сжатие Avid DNxHD и работающий в форматах 1080i/60i,1080i/50i, 1080/24p/25p и 720/50p.

В шесть раз быстрее

Идея съемных носителей в контейнерах давно популярна на рынке профессионального оборудования. По такому принципу были построены рекордеры Focus FS-3 и DR-DV5000, представлявшие собой дополнительный опциональный модуль, который крепится на камере с ЛПМ. Съемный носитель имел в своем составе HDD емкостью от 40 до 100 Гб и после извлечения из рекордера подключался к компьютеру посредством стандартного порта IEEE 1394. PC опознавал диск как внешний и на переброску материала на NLE не требовалось большого времени.

Компания Thomson Grass Valey в своем новом безленточном камкордере применила два слота для традиционных карт памяти формата Compact Flash и слот для носителя REV Pro - продукта сотрудничества производителей Grass Valley и Iomega. Диск REV Pro XP имеет емкость 40 Гб и обеспечивает перенос материала в формате DV25 в шесть раз быстрее реального времени. Анонсированы новые носители REV Pro ER объемом 65 Гб, для совместимости с которыми выпущенному ранее оборудованию потребуется апгрейд. Для работы с носителями REV Pro выпускаются специальные дисководы, имеющие интерфейсы USB, IEEE 1394, SCSI, SATA, ATAPI. Скорость обмена данными при работе с дисководом составляет 110 Мбит/с. Особенностью данного типа носителя можно назвать надежность работы в условиях низких и высоких температур, а также в условиях пониженного давления на больших высотах, что выгодно отличает его от традиционных съемных жестких дисков. Во избежание несанкционированного доступа к материалу на носителе REV Pro предусмотрена технология защиты Master Password. Стоимость носителя с емкостью 65 Гб составляет ориентировочно $110.

В данном обзоре имеет смысл упомянуть отдельностоящие дисковые рекордеры, используемые в комплексах телепроизводства взамен ленточных видеомагнитофонов. Этот класс рекордеров обычно лишен широких возможностей накамерных устройств: прямого подключения к компьютеру для прямой передачи файлов, предварительной установки типа формируемого файла в формате используемой нелинейной монтажной системы и т.д. Тем не менее подобные рекордеры являются также безленточными устройствами с присущими им традиционными преимуществами.

К плюсам отдельностоящих дисковых рекордеров следует отнести:

  •  отсутствие выпадений сигнала в процессе записи-воспроизведения;
  •  нелинейный доступ к материалу;
  •  возможность воспроизведения материала с произвольной скоростью (некая замена динамического трекинга);
  •  воспроизведение без прерывания процесса записи и т.д. Типичными представителями этого семейства являются рекордеры Datavideo DN-300 или Sony DSR-DR1000. В данных аппаратах жесткий диск не может быть извлечен и подключен к компьютеру напрямую, а сам рекордер оборудован лишь стандартными для видеомагнитофона входными и выходными разъемами - как будто внутри него спрятана кассета, а не жесткий диск.

Плюсуя преимущества

Наряду с описанным выше оборудованием производителями постоянно ведутся работы по поиску новых решений. Каждая очередная выставка приносит интересные новинки. Появляются приборы, сочетающие в себе возможности как накамерного, так и стационарного дисковых рекордеров, имеющие съемные заменяемые носители и интерфейсы для подключения к PC. Примером подобного решения служит новейший Edirol F-1 - многофункциональный и компактный аппарат для безленточного производства в форматах DV/HDV. Это первый рекордер на HDD в программе производителя Edirol (подразделение компании Roland), ставшего знаменитым в среде телепроизводства благодаря своим видеомикшерам формата HD. Несмотря на это, F-1 в настоящее время считается самым функциональным устройством среди себе подобных и имеет целый ряд уникальных особенностей. Съемный жесткий диск емкостью 120 Гб в контейнере, возможность питания от аккумуляторных батарей стандартного формата АА, два аналоговых дополнительных входа для звуковых сигналов с регулировкой уровня, аналоговый просмотровый выход на внешний монитор, отсутствие ограничений на размер создаваемого файла, порты IEEE 1394 и USB 2.0 -вот далеко не полный перечень характеристик F-1. Компактность прибора позволяет без труда закрепить его на камкордере при помощи опционального кронштейна или использовать в стационарном варианте с сетевым питанием, встроенный дисплей отображает статус и параметры рекордера во время работы. Особый интерес вызывает порт Ethernet, с его помощью не только осуществляется передача материала, но и обеспечивается управление с одного компьютера четырьмя рекордерами F-1 с эмуляцией работы ММТК.

Новинка от компании Datavideo -дисковый рекордер HDR-100 - не может похвастаться портативностью и перспективой применения на камере, но HDD в этой модели выполнен съемным и оснащен интерфейсом USB для передачи файлов на монтажную систему. Корпус рекордера занимает половину ширины стандартной рэковой стойки 19" при высоте 2U. Рекордер поддерживает формат файлов .m2t и оснащен входными и выходными интерфейсами HD-YUV, HD-SDI, IEEE 1394, портами управления GPI, RS-422, аналоговыми звуковыми входами-выходами, а также просмотровым выходом HDMI. Единственным ограничением является работа только в формате высокого разрешения и отсутствие поддержки формата DV, но к моменту начала выпуска (ориентировочно март 2009 года) производителем обещаны некие доработки конструкции. В отсутствие необходимости поддержки формата HDV пользователь вправе применить выпускаемые рекордеры DN-400 или рэковый 1U DN-500, имеющие аналогичные функции, съемный диск и все необходимые для работы интерфейсы.

Безусловно, в рамках данного обзора нет возможности рассмотреть все многообразие имеющегося на рынке безленточного оборудования. Мы затронули лишь наиболее интересные модели. Аспекты монтажа, хранения и управления контентом заслуживают особого внимания и не рассматривались нами в данной статье. Резюмируя сказанное: с каждым годом актуальность кассеты как носителя для телепроизводства будет неизбежно снижаться под давлением новых более прогрессивных технологий. В то же время работы по внедрению принципиально новых решений и модернизации уже имеющихся не останавливаются ни на минуту.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2008
Посещений: 14758

  Автор

Владимир Водзинский

Владимир Водзинский

Руководитель отдела видеооборудования компании "Профессиональные Телевизионные Системы"

Всего статей:  5

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций