Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Альтернативная дистрибуция телеканала

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Альтернативная дистрибуция телеканала

Облачные технологии дают возможность телекомпаниям сэкономить на дистрибуции. Под дистрибуцией мы здесь понимаем техническое распространение телевизионного контента телекомпании от эфирной студии Playo-ut до операторов, которые далее раздадут телеканал в своих сетях (кабельных, спутниковых, ШПД) конечным потребителям. Также относим к дистрибуции распространение телеканала напрямую зрителям
Григорий Кузин
Эксперт

Перед каждым телеканалом стоит задача: предоставить операторам возможность его принимать.

Классический метод решения: телекомпания “поднимает” телеканал на спутник, операторы со спутника его “снимают”.

Спутниковая дистрибуция

Этот способ удобен тем, что позволяет организовать дистрибуцию сразу на большую территорию. Но есть нюансы. Основной минус такого метода для телеканалов – высокая стоимость спутниковых каналов связи. При этом, чтобы вещать и в SD, и в HD, оплачивается два канала (пока не вспоминаем про 4К), чтобы вещать со сдвигом для разных “Орбит”, используются дополнительные каналы, чтобы охватить максимум территории огромной страны, часто каналы дублируются на двух разных спутниках с различными зонами покрытия. В совокупности получается постоянный расход телекомпании в несколько миллионов рублей в месяц на доставку до операторов. Причем эта сумма никак не зависит от количества операторов, принимающих сигнал. Даже если принимает только один оператор, то все равно телекомпания оплачивает полную стоимость всех задействованных спутниковых каналов.

Здесь, кстати, еще одна проблема – это то, что телекомпания не может контролировать, кто имеет право принимать телеканал, кто – нет. Принимать могут все, причем не только операторы, но и конечные потребители. Другое дело, что принятый сигнал может быть закрыт системой условного доступа, тогда для просмотра принятого телеканала потребуется его дешифровать. Это частично защищает канал от пиратского распространения в кабельных сетях, но не на 100%, есть лазейки - но не буду их популяризировать.

А с точки зрения операторов основная проблема спутниковой дистрибуции - необходимость разворачивания головной станции для приема телеканалов. Для небольших операторов на несколько тысяч абонентов такая система оказывается экономически не очень выгодной - с окупаемостью лет через 10.

Еще одна многим очень хорошо известная особенность спутниковой дистрибуции – зависимость от погодных условий. Инженеры и просто зрители часто замечают ухудшение приема телеканалов со спутника, например во время снегопада.

Наземная дистрибуция

Это не идеальный, но точно не зависящий от осадков альтернативный способ доставки телеканалов до операторов. Телеканал отдает сигнал наземному оператору связи, который обеспечивает доставку до распределенных точек присутствия, где региональные ТВ-операторы могут этот телеканал получать. Причем большинство телеканалов уже отдают свой сигнал в сеть. Как правило, до спутникового телепорта он поступает по выделенному наземному оптоволоконному каналу.

Задача наземной дистрибуции – организовать каналы связи не только до телепорта, а сразу и до региональных операторов через точки обмена трафиком, к которым операторы подключены в своих регионах. В отличие от спутниковой дистрибуции наземное решение масштабируется – не нужно переплачивать за избыточные ресурсы. Если задача доставить до 10 операторов, то оплачивается только соответствующая маршрутизация, и это будет дешевле, чем доставка до 100 операторов.

При этом присоединиться к IP-порту, по которому раздается телеканал, смогут только те операторы, которые получат разрешение от телеканала. Это хорошее средство защиты от пиратства.

Вещание с задержкой на разные часовые пояса не требует, как в случае со спутником, организации нескольких отдельных трансляций. Наоборот, задача может решаться внутри самой сетевой инфраструктуры. Телеканал отдает в сеть один видеопоток. Вещание телеканала записывается в облачном хранилище и передается с заданным сдвигом во времени на дополнительный порт. Кстати, полицейскую запись также можно поручить облаку. Но тему использования облачных видеохранилищ для различных задач телевидения мы разберем отдельно и более подробно в последующих публикациях в рубрике “Облачное телевидение”.

Наземная дистрибуция на стороне операторов: если это оператор IPTV, то он может получать телеканал сразу в формате, пригодном для использования в своей сети; если оператор кабельного телевидения, то телеканал достаточно транскодировать. В любом случае – головная станция при наземной дистрибуции не требуется.

Для инновационных операторов, использующих для вещания ОТТ-технологии, может быть оказана комплексная услуга, которая будет включать не только доставку до оператора, но и CDN-сервис для оптимизации Unicast-трафика до конечных пользователей. При этом транскодирование в HLS- или другой OTT-формат можно также переложить с оператора на облачный сервис дистрибуции.

Важнейшая особенность ОТТ-дистрибуции – возможность обратной связи. Телекомпания получает полнейшую статистику о потреблении ее контента. Появляется возможность мониторинга качества изображения в конце цепочки дистрибуции, а заодно контроля того, что в телеканал не производятся несанкционированные врезки.

Наземная дистрибуция хороша везде, где есть возможность присоединения ТВ-оператора к каналам передачи данных. Для крупных операторов – это не проблема. Для средних – задача решаемая. А вот маленькая ТВ-сеть, обслуживающая, например, удаленный дачный поселок, может не иметь подключения к наземной сети дистрибуции. Для нее остается спутниковый вариант.

И тут телеканалам нужно просто посчитать: что для них выгоднее? (Конечно, это не относится к двум обязательным мультиплексам.)

Вариант 1: спутниковая дистрибуция – дороже, чем наземная, и с потерей нескольких операторов, которые окажутся за пределами зоны охвата спутника.

Вариант 2: наземная дистрибуция – все крупные операторы, но с потерей нескольких мелких. При этом нужно понимать, что экономия при отказе от затрат на спутник, скорее всего, значительно превысит недополученный доход от нескольких неподключенных маленьких операторов.

Вариант 3: совмещение и спутниковой, и наземной дистрибуции. На первый взгляд, это самый дорогой вариант. Но в определенных кейсах он оказывается самым целесообразным. Например, канал вещал с двух спутников раздельно на западную и восточную часть страны. После сравнения разных бизнес-моделей телеканал определил, что на одну часть выгоднее использовать спутниковую дистрибуцию, а на другую – наземную.

У этих двух методов дистрибуции каналов есть свои плюсы и минусы. Важно, что у телекомпании есть возможность выбора оптимального решения конкретно для своего случая. И облачные технологии расширяют этот выбор.

Как и современное телевидение, наша рубрика интерактивная. Присылайте интересующие темы и вопросы на адрес редакции журнала.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2015
Посещений: 10022

  Автор

Григорий Кузин

Григорий Кузин

Директор по интерактивным технологиям "АФ Медиа"

Всего статей:  14

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций