Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

А сейчас - рекламная пауза

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

А сейчас - рекламная пауза

Несмотря на обширную территорию нашей необъятной Родины, количество общенациональных телеканалов в стране не так уж велико. Большинство же региональных телекомпаний нашей страны не в состоянии наполнить весь свой эфир программами собственного производства, поэтому, как правило, они ретранслируют тот или иной центральный телеканал.

Внутри сетки вещания центральных телеканалов предусмотрены специальные "окна" для размещения региональных программ и региональной рекламы. И даже при использовании центральными телеканалами автоматизированных систем вещания невозможно гарантировать, что рекламный блок выйдет точно в заявленное время и продлится ровно столько, сколько было запланировано

Проблемы размещения региональной рекламы в "окнах" центральных телеканалов в основном связаны с отклонениями от запланированного времени и с продолжительностью рекламного блока. Например, из-за того, что "грубая" врезка может прийтись на не самый удачный момент (во время передачи важной информации или оживленной беседы в прямом эфире, посреди ключевой сцены фильма), программа вещания в последнюю секунду может быть изменена. Поэтому, казалось бы, простая задача "красиво" осуществить рекламную вставку, похоже, до сих пор не нашла простого и изящного решения. Здесь имеется в виду не техническое совершенство того или иного варианта коммутации сигнала, а точность врезки рекламного блока: начать и завершить его необходимо таким образом, чтобы он с точностью до кадра "вписался" в отведенное для него "окно".

Конечно, самое простое решение данной проблемы - это усадить на эфир специально обученного человека, вся деятельность которого будет сводиться к своевременному нажатию соответствующей кнопки; создать подходящие по стилю заставки для начала и конца блока, плавно микшировать сигналы и т.д. Некоторые "хитрости могут сделать переключение на региональную рекламу практически незаметным. Но как быть, если осуществляется ретрансляция сразу нескольких каналов? Держать целую команду операторов, целыми днями всматривающихся в экран в ожидании начала рекламы? Вряд ли такой подход годится для сегодняшнего дня, поэтому ниже мы рассмотрим иные варианты решений данной проблемы.

Жесткая временная синхронизация

Первый вариант - жесткая временная синхронизация всех систем к "абсолютному" времени. Например, используя сигналы GPS, можно точно синхронизировать все оборудование как на передающей, так и на принимающей стороне. Системы "привязки" к абсолютному времени выпускаются целым рядом фирм (Gorgy Timing, Leitch и др.) и позволяют по сигналам тайм-кода синхронизировать все источники сигналов, часы, а также компьютерное оборудование по локальной сети с использованием протокола NTP (Network Time Protocol).

Теоретически вместо GPS можно было бы использовать временную синхронизацию от серверов NTP по Интернету, но реализовать это на практике с высокой точностью трудно, так как задержка отклика от сервера в глобальной сети — величина нерегулируемая и может изменяться в зависимости от загруженности каналов провайдера. Расписание же "окон" может быть передано принимающей стороне любым удобным способом (например, по e-mail). Если на приемной стороне также используется система автоматизации эфира, то подобная схема будет вполне работоспособной, кроме случаев, описанных выше. Более того, если программа вещания полностью формируется в интерактивном режиме (пока это не практикуется широко, но все же), то вся "изящная конструкция" оказывается бесполезной.

Вставка меток в транспортный поток MPEG-2

В большинстве случаев ретранслируемый канал принимается со спутника и декодируется из MPEG-2 уже на месте приема. Транспортный поток MPEG-2 допускает вставку произвольных потоков данных на передающей стороне, что может быть использовано для передачи меток начала/конца рекламного блока и/или абсолютного времени и длительности (с некоторым опережением, чтобы оборудование для "врезки" могло быть "приведено в боевую готовность"). На принимающей стороне можно было бы "выуживать" эти метки из потока и подавать соответствующие команды системе "врезок".

Существуют и стандарты для вставки меток в цифровом виде - DVS 253 (ANSI/SCTE 35 2001) и DVS 380 (SCTE 30 2001). Потоки данных также можно использовать для передачи служебной информации, метаданных, связанных с текущим сюжетом и т.д.

В реальности здесь есть некоторые ограничения. Нередко оборудование для передачи сигнала на спутник (uplink) находится в распоряжении другой компании, поэтому приходится организовать канал передачи данных параллельно с каналом передачи программы.

Кодер на передающей стороне должен "уметь" вставлять данные в поток и/или быть настроен соответствующим образом, с учетом ограничения максимально допустимого значения потока MPEG-2.

Профессиональные приемники MPEG-2 (Nextream, Scientific Atlanta, Scopus, Tandberg и др.) позволяют извлечь поток данных и технически несложным "компьютерным" способом преобразовать данные из потока в команды, понятные местной системе. Проблема в том, что внедрение подобной схемы может потребовать доработки системы автоматизации эфира на передающей стороне.

Кроме того, нередко (особенно если речь идет о негосударственных телеканалах) на принимающей стороне для декодирования используются недорогие спутниковые приемники бытового класса, в которых не предусмотрено в принципе никакой возможности для извлечения потока данных.

Вставка меток в служебные строки сигнала

Для передачи меток можно также использовать "невидимые" строки в кадре, которые обычно применяются для передачи телетекста, субтитров, служебных сигналов и т.п. Оборудование для вставки и извлечения информации из служебных строк выпускается фирмами Adtec, Microvideo, Softel, Starfish, TCube и др. Это относительно простой и недорогой способ, но тоже имеющий свои ограничения.

В простейшем случае используется метод WLC (White Line Cue): строки с 6-й по 23-ю первого, второго или обеих полей кадра заполняются 100%-ным белым цветом. Для того чтобы метки были успешно получены на приемной стороне, необходимо гарантировать, что все оборудование в тракте корректно обрабатывает "невидимые" строки (даже те, где "по мнению приборов", ничего вообще не должно быть) и ни в коем случае не подменять эту информацию чем-то иным. Помимо того, ни кодер MPEG-2 на передающей стороне, ни спутниковый приемник не должны отбрасывать эту информацию. Некоторые модели кодеров автоматически позволяют извлечь информацию из служебных строк (VBI) и "упаковать" ее в транспортный поток MPEG-2.

Аналогично эта информация может быть восстановлена и "возвращена на место" декодерами спутникового сигнала (по сути, в результате получается вариант, близкий к описанному выше). В реальности данное требование соблюсти сложно в силу необходимости обеспечения полной совместимости оборудования с данным методом.

Использование аудиосигналов и вставка меток в видимую часть кадра

На Западе довольно распространено использование аудиосигналов — кодов DMTF. На приемной стороне метки удаляются из аудиоканала и преобразуются в сигналы GPI (если опять же используется профессиональный спутниковый приемник или другое специальное оборудование), и точность врезки получается более или менее приемлемой.

Если и этот вариант не подходит, то можно пойти на небольшие жертвы и попытаться вставить метки в видимую часть кадра, например в первую или, что предпочтительнее, в последнюю строку. Все равно в реальности бытовые телевизоры неминуемо "подрезают" кадр, так что метки вряд ли кем-то будут увидены. Конечно, необходимо удостовериться, что при кодировании и декодировании сигнала в/из MPEG-2 информация не искажается и метки будут однозначно определены на принимающей стороне.

Описанные методы вряд ли можно назвать изящными, к тому же они рассчитаны на распространение сигнала в аналоговой форме. Для спутниковых каналов схема с внедрением данных в транспортный поток является более перспективной.

"Нормальные герои всегда идут в обход..."

Наконец, можно в принципе отказаться от идеи внедрения меток в сигнал в любом виде, а использовать альтернативный способ связи (например, через Интернет) и передавать метки с привязкой к абсолютному времени, с некоторым опережением начала блока. Ограничение здесь только одно — способ передачи информации должен быть легкодоступен.

К сожалению, вариант с использованием постоянного соединения с Интернетом может быть неприемлем для небольших городов и поселков, где доступ в Интернет все еще является проблемой. Да и сам способ, когда канал "оказывается" на принимающей стороне одним путем, а связанная с ним информация — другим, вряд ли можно назвать логичным.

С традиционной российской страстью к дешевым решениям и изобретению велосипедов распространенным может стать не самое функциональное решение, в то время как гораздо более предусмотрительным было бы использование варианта, имеющего потенциал расширения и оптимального для использования в комбинации с любыми системами автоматизации эфира и цифровым телевещанием.

Главный специалист компании Snell&Wilcox
Дмитрий Иванов

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2005
Посещений: 13151

Статьи по теме

  Автор

Дмитрий Иванов

Дмитрий Иванов

Главный специалист Snell & Wilcox

Всего статей:  11

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций