В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Павел Ребров
Менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems
Когда-то телевидение было средством коллективного развлечения: телевизоры были предметом роскоши, и счастливые их обладатели становились "звездами" дома и целого двора. Желающие приобщиться к информационным благам собирались у обладателей телеприемников и с жадностью внимали мерцающему голубому экрану. К 1970-м гг. телевидение стало массовым явлением, телевизионный приемник дома уже перестал восприниматься как синхрофазотрон на кухне. В следующем десятилетии, когда в Советском Союзе транслировались одновременно три телевизионные программы, в развитых странах уже процветал рынок платного контента для ТВ-сетей. Крупнейшие кабельные сети США охватили практически все домовые хозяйства и предоставили контент буквально в количестве тысяч часов вещания в сутки
Немного истории
1990-е гг. ознаменовались стартом и быстрым расцветом бытовых цифровых технологий (как телевидения, так и Интернета). Авангардом внедрения цифрового ТВ стали спутниковые сети, для которых "цифровое качество" было одним из ключевых конкурентных преимуществ по сравнению с другими распространенными в тот момент технологиями абонентского вещания. Во второй половине революционных -с точки зрения технологий - девяностых были предприняты первые попытки скрещения "ужа с ежом", например в виде WebTV, устройства, которое позволяло осуществлять доступ в Интернет с использованием обычного модема и телевизора в качестве монитора. Чуть позже были предприняты и первые попытки действительной интеграции телевизионного и Интернет-устройства в одной коробке на базе спутникового set-top box'a DreamBox. Помимо спутникового интерфейса это устройство имело еще и Ethernet-интерфейс и работало ко всему прочему под управлением Linux, что дало возможность множеству энтузиастов кастомизировать Dream-Box под свои нужды.
В это же время начинается массовый выход на рынок телекоммуникационных услуг операторов кабельного телевидения, обостряется конкуренция между ними и теле-ком-операторами, которые в ответ начали осваивать рынки платного телевидения. В итоге эти явления (вкупе с активным развитием видеосервисов в Интернете) привели к формированию ожиданий абонентов относительно унифицированной услуги под названием "развлечься".
Конвергенция услуг, о которой говорят операторы, на самом деле уже давно происходит в головах потребителей услуг. Сегодняшнее развитие развлекательных услуг и связанных с ними технологий диктуется требованиями конечных пользователей, а пользовательские ожидания зачастую сформированы совершенно иными продуктами. Так, возможность практически полной персонификации основного средства связи - сотового телефона, очевидно, повлияла на ожидания пользователей, которые хотят получить похожие возможности и от других привычных услуг, телевидения в том числе. Так или иначе сегодня (и не в последнюю очередь благодаря усилиям маркетологов) пользователи действительно хотят получить услугу, которая будет доступна в любой момент времени, на любом устройстве и в любом месте. Причем различные исследования (как, например, проведенные компанией Leichtman Research) показывают, что количество контента является решающим фактором для абонента при выборе поставщика услуг платного ТВ.
Контент - король!
Математикой проверена такая истина: контент - это самое важное в телевидении. Более того, нынешние пользователи, избалованные изобилием доступного в Интернете контента самых различных форм и видов и в то же время утомленные broadcast-моделью распространения контента, спровоцировали серьезный всплеск Video on Demand. Самый известный в данном случае пример - американский оператор Comcast, в котором с декабря 2003 г. по декабрь 2005 г. количество обслуживаемых потоков VoD выросло в семь раз (до почти 1,5 млрд потоков в год). В 2006 г. это значение превысило 2 млрд потоков. Эта модель распространения была с радостью воспринята операторами, поскольку позволяла ввести мощный положительный фактор отличия от ближайших конкурентов по рынку - операторов спутникового ТВ, с не меньшим энтузиазмом эту модель поддержали и производители контента. Сегодня многие программы CBS доступны пользователям Comcast по 99 центов за эпизод, NBC продает свои архивы на DirecTV за те же 99 центов, а старые телешоу Warner Bros, предлагаются на AOL In2TV и вовсе бесплатно, но с рекламой, которую нельзя перемотать.
Действительно, одной из самых весомых ценностей Интернета является все тот же контент, но операторы связи и Интернет-доступа всегда находились в позиции, когда их это вроде бы не касалось. Они предоставляли возможность доступа в "места, богатые рыбой и дичью" и брали за это вполне достаточные для безбедного существования деньги. "Рыбу и дичь" поставляли другие. Сегодня операторы связи столкнулись с ситуацией, когда они сами должны предоставлять контент и при этом продавать его с прибылью, то есть применять или изобретать совершенно новые для себя бизнес-модели. Однако выяснилось, что телевизионный контент дорог, а рассчитать эффективность вложений в него довольно сложно.
В нашей стране эта ситуация усугубляется тем, что русскоязычного контента немного, но, учитывая высокий уровень конкуренции, этот фактор отличия становится все менее очевидным: такие каналы, как Discovery, National Geographic и CNN, есть практически у всех операторов платного телевидения. К тому же становится понятным, что отрасль не может производить интересный контент на сотни и тем более тысячи каналов - не хватает хороших сценаристов.
Получается, что для успешного привлечения клиента нужно либо скупить горы вещательного и on-demand-кон-тента, либо придумать что-то эдакое, совсем новое. По счастливому стечению обстоятельств как раз этот путь связисты уже прошли в эпоху "революции дот-комов" и, кажется, нашли решение в стремительном развитии Web 2.0, когда потребности в контенте одних пользователей удовлетворяются не специализированными порталами-агрега-торами, а массой других таких же пользователей.
Телевидение 2.0
Становится все более очевидным, что IPTV - это больше, чем просто очередная транспортная среда для вещательного контента. "Интернет-ность" IPTV позволяет использовать те же методы и приемы для обеспечения пользователя контентом, что применяются сегодня в "большом" Интернете. Так, в дополнение к уже ставшим естественными для цифрового ТВ услугам "видео по требованию" и сетевого видеомагнитофона на первый план выходят некоторые типичные для Интернета и непривычные для телевидения услуги (развитые средства связи, интерактивный контент, персо-нализация портала услуг, создание сообществ на базе средств связи и, конечно же, созданный самими пользователями контент).
YouTube, Flickr и другие сообщества, построенные на контенте пользователей, изменили жизнь многих и многих пользователей Интернета, среди которых и создатели современных сервисов IPTV. Централизованная модель формирования контента корректируется демократической моделью создания его самими пользователями - как традиционного для подобной модели коммуникационного контента, так и "настоящего" (статей, обзоров, видеопрограмм, онлайн-дневников). Предпосылок для массового проникновения контента, создаваемого самими абонентами, множество. Есть очевидные: стоимость устройств бытовой видеозаписи стремительно уменьшается с одновременным повышением качества производимого контента. Основная масса контента сегодня производится в цифровом виде, даже фотографии любимой кошки и дачные видеосъемки. Вопрос обработки и распространения его решается практически любым современным бытовым компьютером. Более того, сегодня появились средства onli-ne-обработки видеороликов. Такие сайты, как Jumpcut, позволяют осуществить монтаж и наложить эффекты вообще без установки программного обеспечения. И это, поверьте, чрезвычайно просто!
Все эти факторы - доступность и простота производства и обработки видео и аудио привлекли в ряды видео- и радиолюбителей (подкастер -это не кто иной, как "коротковолно-вик"-любитель нового типа) огромные массы людей; порожденное ими многообразие контента позволило подка-стам и сайтам типа YouTube обрести аудиторию, которая по размерам и, главное, по качеству сопоставима с премиум-аудиторией телеканалов. Это миллионы людей преимущественно молодого и среднего возраста, социально активные, склонные к развлечениям, способные спонтанно тратить свои деньги.
Какое все это имеет отношение к телевидению, спросите вы? Самое непосредственное! Активное взаимное проникновение Интернета и телевидения неизбежно: все исследования последних месяцев показывают, что компьютер как средство развлечения занимает все более прочные позиции. Телевидению, чтобы не остаться на обочине рынка развлечений, приходится подстраиваться под запросы нового поколения телезрителей. You-Tube и iTunes в телевизоре, с миллионами видеороликов, аудиокомпозиций и фильмов, с возможностью организации непрерывного вещания этих роликов по определенной тематике и с ведением систем рейтинга и общения пользователей, - вот модель эволюции телевидения. Это не означает полного исчезновения традиционных каналов, но значительная часть "общеповествовательных" каналов, скорее всего, эволюционирует в новую форму бродкаста, когда непрерывное вещание будет обеспечиваться контентом, доступным в подсистеме "видео по требованию" и выбираемым на основе предпочтений конкретного пользователя. Уже сегодня решения IPTV-middleware некоторых производителей включают в себя функционал, необходимый для создания профиля пользователя.
Проблема, с которой столкнется оператор, тем или иным способом внезапно получивший в свое распоряжение миллионы эпизодов "видео по требованию", да еще и музыку, - это разработка интерфейса пользователя для ориентации в этом море информации. Совмещение принципов построения интерфейсов Интернет-приложений (в частности, ориентирование на теги, а не на категории для упорядочивания больших массивов данных) и новых открытий в области интерфейсов игровых консолей, таких как использование новых видов гироскопических манипуляторов, поможет решить эту задачу.
В любом случае мир спасет простота. Сегодняшние приемы работы с системами IPTV далеки от простоты работы привычного телеприемника, это до сих пор предмет интереса технических энтузиастов, которые применяют все новые решения и которых не отпугнет излишняя сложность интерфейса. Любая технология вначале осваивается узким кругом инноваторов, затем ее принимают на вооружение технические энтузиасты. Но между принятием технологии энтузиастами и освоением ее широкими массами пользователей лежит пропасть, возникшая из-за того, что ключевым фактором для широких масс является как раз простота использования. Многие замечательные технологии так и не нашли своего места в истории по той причине, что не смогли найти достаточно простого "лица", которым можно было бы повернуться к пользователю. Поэтому следующий виток развития IPTV - одновременно с внедрением новых сервисов и видов контента - должен быть теснейшим образом связан с развитием пользовательских интерфейсов.
Бизнес-модели
Одновременно с новыми технологиями рождаются и новые бизнес-модели. Попробуем рассмотреть, как эволюционирует модель, с одной стороны, оператора, работающего с конечным потребителем, а с другой - производителя контента.
Подавляющее большинство сегодняшних операторов IPTV работают в рамках традиционной схемы, когда они являются сами себе контент-агрегатора-ми. Оператор сам или с помощью контент-брокеров закупает права на вещание у правообладателей, заключает с ними прямые договоры, сам строит головную станцию и осуществляет прием каналов и кодирование фильмов для системы "видео по требованию". Подобная модель неплохо работает для крупных операторов, имеющих серьезный политический вес и способных инвестировать значительные средства в развитие контентной политики и создание технологической платформы, но в нее плохо вписываются небольшие операторы.
Значительный рынок сбыта IPTV-контента в виде массы небольших локальных операторов и их двусторонняя связь с магистральными операторами дали толчок развитию агентской бизнес-модели, когда оператор выступает агентом по перепродаже готового предложения. Подобная схема ограничивает оператора в вопросах ценообразования и формирования предложения, но зато позволяет избежать значительных капитальных и эксплуатационных затрат - он получает готовый пакет телевизионных услуг в IP или даже бренд, уже раскрученный на рынке платного ТВ. Подобная схема работы вызывает большой интерес у российских региональных операторов, и интерес этот находит отклик - несколько операторов предоставляют или готовы предоставить подобную услугу.
Наконец, третья модель, примеров реализации которой пока нет, но они готовы появиться, - это контент-биржа. Единая технологическая площадка, доступ на которую предоставляется как операторам, так и поставщикам контента. Предметом продажи может быть как on-demand-контент, так и вещательные каналы, доступные в виде multicast-групп. Оператор, таким образом, получает беспрецедентную гибкость в вопросе формирования предложения для своих абонентов, а продавец контента - единую технологическую площадку для продажи продукта множеству операторов. Даже в области такого специфичного контента, как IP-телефония, подобная конструкция показала свою эффективность, и крупнейшие VoIP-биржи до сих пор успешно функционируют. Развитие этой модели сдерживается в первую очередь проблемой с управлением правами на контент и их защитой. Кроме того, немногие контентовла-дельцы сейчас готовы конкурировать за потребителя таким образом. Сегодняшние методы продажи контента во многом похожи на комплексный обед в советской столовой - тефтели подаются с гречкой и никак не с картофельным пюре.
Что же до производителей контента, то они находятся в значительной зависимости от выпускающих компаний, да и зачастую не в силах заработать деньги самостоятельно. Роль мейджоров в традиционной модели распространения контента была совершенно понятна - для того чтобы товар попал на полки магазинов, кто-то должен был обеспечить инвестирование процесса. Сегодня, с одной стороны, производители контента получают возможность избежать кабальных условий сотрудничества с крупными контентовладельцами, с другой - независимый производитель всегда обладает меньшими возможностями в рекламе, маркетинге, в продвижении своего продукта. В конечном счете при условии развития тех же самых контент-бирж роль мейджоров, вполне вероятно, будет скорректирована, однако революционным образом, по крайней мере в области высокобюджетных продуктов, она не изменится.
Рождение нового зрителя и нового телевидения
Многие работники телевидения сегодня свято верят в то, что телезритель - это пассивный потребитель, в минимальной степени заинтересованный во влиянии на происходящее в телевизоре. Мол, такова концепция потребления услуги. Между тем многие факты говорят о другом. Так, К. Эрнст на ежегодной выставке-конференции HAT в ноябре 2006 г. отметил, что эфирное телевидение сегодня потеряло до 30% самой аудитории, преимущественно самой активной -возрастом до 35 лет. Эти люди используют Интернет для развлечения. Интернет-компании готовы к приходу этого нового зрителя. Так, Google после покупки YouTube открыла вакансии для инженеров-телевизионщиков, людей со знанием специфики работы телевизионного оборудования. Это важный знак для отрасли. При этом мы видим, что телеперсоны успешно реализуют свои творческие проекты в Интернете, как, например, М. Тара-тута и С. Шнуров на платформе Сог-bina.TV.
В воспитании телезрителя ближайшего будущего Интернет играет значительную роль, и нельзя недооценивать результаты этого воспитания, побуждающего к активным действиям. Если рассмотреть модели поведения телезрителя и предложение провайдера телевизионной услуги в исторической перспективе, то мы заметим, что зритель все чаще становится участником телепрограммы. Звонки в прямой эфир, CMC-чаты на экране телевизора - все это зачатки по-настоящему интерактивной услуги, зритель все активнее вовлекается в процесс создания того, что потом появляется на телеэкране.
Так каким же будет телевидение будущего? Прежде всего, телевидение переродится в унифицированную с технологической точки зрения, но максимально персонализированную для пользователя услугу - "развлечься". Человек будет получать по запросу тот контент, который актуален для него в данный момент. Не нужно опасаться, что зрителю нужно будет постоянно метаться среди миллионов видеоэпизодов, чтобы выбрать интересный, - это за него сделает система, которая будет знать, что в пятницу вечером вы обычно любите энергичную и агрессивную музыку, а в понедельник утром на работу предпочтете проснуться под фильм о жизни китов.
Если это реализуемо на обычном персональном компьютере уже сегодня, то почему же нельзя реализовать это и на телевизионном экране?
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 12955
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций