В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей Степанов
Руководитель проекта Synterra Media
К IPTV относят все услуги цифрового телевидения, передаваемые по протоколу IP. Tepмин "IPTV" используется в тех случаях, когда услуги предоставляются на выделенной сети. Термин "TV over Internet" используется в тех случаях, когда услуги предоставляются через общедоступный Интернет
В целях повышения эффективности
С точки зрения движения денежных потоков различают две основные модели организации телевизионного вещания:
В большинстве стран мира обе эти модели сосуществуют друг с другом.
С точки зрения движения информационных потоков можно выделить две модели телевизионного вещания:
Американская модель телевизионного вещания носит децентрализованный характер. Основная информационная нагрузка ложится на местные каналы каждого штата. Федеральные новости включаются в блоки новостей того или иного штата. Трансляция событий федерального уровня включается в программу трансляции местных событий.
Европейская модель телевизионного вещания - модель централизованная. Новости из регионов включаются в блоки новостей федеральных каналов, такая же модель прижилась и в России.
Следует отметить, что, начиная с того момента, как появились цифровые технологии и цифровые стандарты и как только появилась возможность любой вид информации предоставлять в одинаковом виде, рынок ждал появления технологии, которая позволила бы предоставлять все медиа- и телекоммуникационные услуги в одной сети. Такая технология появилась - это технология IP, протокол IP позволил эффективно распределять ресурсы инфраструктуры между всеми сервисами, которые предоставляются на сети.
Первый блин, как водится...
Возможность предоставления всего через IP получила название "everything over IP". Как только появились первые IP-сети, медиавещатели обратили на них свое внимание. Первой компанией, которая начала вещание в Интернете, стала американская ABC. Она начала вещание в 1994 г., ею был специально создан новостной канал World News Now, ориентированный на аудиторию клиентов, которая смотрела канал CNN и интересовалась ночной программой "Война в Заливе". Аудитория была охарактеризована как "лунатики", и слоган, который использовала ABC, был таким: "Лунатики получают больше новостей из World News Now, чем из всех остальных источников вместе взятых". К сожалению, проект оказался неудачным. Как объясняла сама компания ABC, на тот момент не хватило скорости широкополосного доступа у конечных пользователей, чтобы развернуть его полностью. И проект был закрыт.
Тем не менее ABC не оставила попытки работать с Интернет-телевидением и в течение 2005-2006 гг. она создала Интернет-сайт, на котором можно получить эпизоды наиболее популярных шоу. И в течение 2006-2007 „„. ABC надеется разместить на этом сайте такие шоу, как Lost, Grey's Anatomy, The Nine, Ugly Betty, Six Degrees, Day Break, "Отчаянные домохозяйки" и другие. Часть этих шоу можно увидеть и на российских каналах.
Хотя работы компании ABC в плане предоставления Интернет-вещания не увенчались успехом, но широкополосный доступ тем не менее развивался.
Можно сказать, что рынок пришел к тому, что доступ до конечного клиента становится достаточным для того, чтобы предоставлять ему аудиовизуальные сервисы.
Не только компания ABC пыталась организовать Интернет-вещание. Успешным считается также проект компании KSTU (Канзас). KSTU была маломощной станцией (порядка 6000 подписчиков). Кабельный оператор Сох отказался выделить полосы для вещания KSTU в своей кабельной сети на бесплатной основе, требуя арендную плату порядка S70 000 ежемесячно. KSTU не смогла платить такие деньги. Тогда станция предложила своим пользователям смотреть канал через общедоступный Интернет, который предоставлялся Сох по той же кабельной инфраструктуре. Сох неоднократно подавал в суд, но так и не смог доказать, что KSTU должна попадать под условия регулирования для маломощных вещательных станций.
По состоянию на июнь 2006 г. в мире существовало порядка 1300 бесплатных IPTV-каналов. В основном это региональные каналы, включающие в себя региональные новости и региональные шоу. Стоит отметить, что производители платных каналов не очень хотят передавать свои программы через Интернет. В тех соглашениях, которые они подписывают с сетями, обязательно оговаривается, что канал может передаваться по закрытой или по выделенной сети.
В связи с тем что вещание через Интернет завоевывало все большую популярность, Европейская комиссия обратила на это внимание и в декабре 1997 г. начала работы по регулированию телевизионных услуг, предоставляемых на базе IP-сетей. Был отработан предварительный доклад и предложено три варианта регулирования; в результате был принят вариант, в основу которого был заложен принцип технологической нейтральности (неважно в какой среде доставляется сигнал, а важно, какого типа услугу получает клиент, например, если это сигнал телевизионный, то это услуга телевидения). Эти же положения были отражены в рамочных директивах, и эти документы однозначно определили, что предметом коммуникационной области являются все сети электронной передачи и услуги по предоставлению каналов, но таковыми не являются услуги, связанные с содержанием сигнала, и контроль за его содержанием.
По первому требованию
Одновременно с потоковым вещанием идет развитие услуг video on demand (VoD). Первый проект по развитию этой услуги предпринял "Гонконг-Телеком" в начале 1990-х гг. К сожалению, проект оказался неудачным: стоимость доставки фильмов до клиентов оказалась очень высокой, а стоимость покупки диска была несравнимо ниже. В связи с чем компания понесла большие убытки и была вынуждена продать свой бизнес. Второй наиболее известный проект был реализован в США -Home Choice. ЭТОТ проект имел более 40 000 подписчиков, но потом бизнес компании был перемещен в Великобританию и в 2006 г. был продан вместе со всеми подписчиками. Наиболее удачным является проект Oceanic Cable, который стартовал в 2000 г. на Гавайях, и на сегодняшний день услуги этой компании доступны фактически во всех частях США.
Как видно из иллюстрации "Состояние библиотек video on demand-фильмов в Европе", услуга video on demand развивается во всех европейских странах (по состоянию на май 2006 г.).
Стоимость просмотра или доступа к одному фильму или к одной программе зависит от того, новый ли это фильм. Если это новый фильм, то он будет дороже, если это фильм из каталогов, то он будет дешевле. Цены колеблются от 6 (на новые фильмы) до 3 евро; на старые фильмы - от 1 до 2 евро.
На какой основе предоставляются услуги video on demand? По запросу, по подписке и в свободном доступе. Оплачиваются данные услуги как телекоммуникационная услуга в виде абонентской платы. Операторы связи естественно тоже обратили на это внимание. Так что в последнее время все на рынке только и говорят, что о возможности предоставления сервисов triple play. Наиболее продвинутые говорят о quadro play, куда включают услуги мобильной связи. В настоящее время уже достаточно большое количество денежных средств потрачено на развитие услуг triple play, но появляются технологии, которые позволяют замкнуть цепочку "производитель контента - оператор связи - клиент" напрямую; самый простой тому пример - это iPod, но есть и ряд других технологий.
Производители оборудования предлагали свои средства для отслеживания аудиовизуального трафика, с тем чтобы провайдер телекоммуникационных сервисов с этого что-то получал. Но пришла новая технология, которая ударила не только по провайдерам, но и по вещателям - это протокол Р2Р, обмен файлами через Интернет. Фактически сегодня аудитория Р2Р - это тинэйдже-ры. Разберем плюсы и минусы технологии для конечного потребителя. Плюсы -это любой контент в любое время, откуда угодно, то есть возникает новая модель телесмотрения, когда пользователь сам формирует свой канал. Недостаток этой технологии в том, что технология непроста и пока не всем понятна, к тому же среди пользователей еще жива привычка смотреть программы на экране телевизора, а не на экране компьютера; качество контента невысокое, и основное - отсутствует договоренность с правообладателями. А нужна ли она? Пока на сегодняшний день возбуждено только одно уголовное дело, опять же в Гонконге, против пользователя Р2Р-сети, который распространял контент. В настоящий момент существуют проблемы с качеством, но можно предположить, что и эти проблемы скоро будут решены. Фактически на сегодняшний день формируется новая аудитория пользователей. Нельзя сказать, что вещание умрет сегодня-завтра. Семь-десять лет - это в лучшем случае, в худшем - более короткий срок, модель телесмотрения действительно, скорее всего, поменяется. Этим заинтересовалась и Европейская комиссия, ее члены задумались, а стоит ли применять принцип технологической нейтральности к тому, что называется on-line-контентом. Были проведены опросы и одними из наиболее интересных ответов были следующие. Независимая юридическая итальянская компания Portolanto Collelo Cavallo, специализирующаяся на проблемах масс-медиа, говорит, что в первую очередь необходимо дать четкое определение "online digital content".
Deutsche Telecom напирает на то, что on-line (или нелинейный) услуги нельзя регулировать с помощью тех методов, которые бытуют на сегодняшний день в Европе, теми сложными механизмами, которые прописаны в директиве Television without Frontdoor.
На вопрос, отвечает ли требованиям защиты интеллектуальной собственности существующий на сегодня технический уровень, ассоциация независимых производителей контента говорит, что это не столь существенно, однако есть значительные опасения на этот счет среди крупных вещателей. Новые сервисы дают возможность небольшим производителям контента получить доступ к достаточно широкой аудитории; однако все участники процесса отмечают, что надо понять, каким образом создатели контента будут получать свою часть денежных средств за интеллектуальную собственность.
На вопрос, способствует ли текущий уровень развития рынка увеличению количества подписчиков, независимые консультанты в Великобритании перечисляют все те недостатки, которые уже были перечислены. А на вопрос, насколько важно обеспечить совместимость устройств, представители, например, крупного телекоммуникационного холдинга
TeliaSonera говорят, что "мы ориентируемся на пользовательский спрос, а он состоит в том, чтобы контент был доступен с любого устройства, и поэтому это является ключевым моментом будущего развития on-line-сервисов".
То же самое отмечают и лондонские консультанты: появление глобальной совместимости устройств и контента.
На вопрос, какие типы доступа к контенту в режиме on-line будут наиболее востребованы, можно ответить так: any content anytime anywhere. Такова парадигма будущего, по крайней мере, с точки зрения итальянцев.
Пользователь же в свою очередь хочет простоты управления, простоты и управления стоимостью, единый счет за все услуги из одного окна - это модель, которая призвана удовлетворить его.
Можно также привести высказывание венгерского оператора связи. При предоставлении услуг доступа к контенту актуален вопрос пиратства. Венгерским специалистам был задан вопрос, каким образом осуществляется борьба с пиратством в Венгрии. На что был получен следующий ответ. Сервис-провайдер в небольшой стране не может достигнуть соглашения с крупными компаниями, отсюда большое число музыкальных клипов просто недоступно в Венгрии, но конкуренцию им создают не только Р2Р. Российские сайты предлагают музыку высокого качества по доступной цене, их преимущество по отношению к Р2Р состоит в том, что они предлагают музыку с гарантированным качеством.
За кем победа?
В силу всего вышесказанного, прежде чем что-то строить и чем ориентироваться на что-то, нужно определиться с тем, какой контент будет наиболее востребован и какая модель больше подходит к конкретной ситуации. К сожалению, технологии в этом случае очень часто бегут впереди нас, но тот, кто найдет правильный путь, попадет в точку, тот выиграет на этом рынке.
На наш взгляд, наиболее востребованным в сетях широкополосного доступа в ближайшем будущем станут именно услуги video-on-demand и другие интерактивные сервисы, которые совместно с повышением качества ме-диауслуг могут вывести IPTV в лидеры рынка платного телевидения по отношению к кабельным сетям и спутниковому телевидению.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2007
Посещений: 11567
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций