В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Крупнейшие поставщики освоили выпуск 4К-телевизоров. Статистика Google Trends (рис. 1.) свидетельствует, что популярность запросов “4K TV” стремительно растет, и осенью 2016 года в отдельные периоды времени достигала по популярности запросы “HD TV”.
В прессе уже фигурирует понятие “рынок 4К”, хотя термин еще не сформировался. Некоторые под рынком 4К подразумевают объем продаж телевизоров с разрешением 4К, другие – рынок совокупности продуктов, имеющих разрешение экрана 4К, включая экраны телевизоров, мониторов, планшетов, смартфонов и других устройств. Третьи добавляют в число 4К-продуктов устройства, позволяющие снимать 4К-видео. Четвертые говорят о новом рынке для телеком-операторов, получающих новую возможность делать бизнес на предоставлении видео высокого качества. Этот список можно продолжить.
Очевидно, что с новым форматом связана целая экосистема – совокупность продуктов и технологий, которые обеспечивают производство, постпроизводство, кодирование, доставку и просмотр контента в новом формате. Разные компании, разные аналитики будут неизбежно предлагать свой набор элементов и делать свои акценты. Например, IDC представляет 4К-экосистему в виде некоторой вселенной, в центре которой находится 4K-телевизор (рис. 2). Вокруг телевизоров показаны устройства, которые могут использоваться вместе с телевизором (STB-приставки, ресиверы, игровые консоли, фото- и видеокамеры). Следующий круг изображает возможные пути распространения 4К-контента разными типами провайдеров – это могут быть спутниковые операторы, провайдеры IPTV, OTT-провайдеры, поставщики кабельного телевидения, игровых платформ, а также продавцы Blu-rayдисков. Следующая орбита демонстрирует виды контента – это фильмы, игры и телеканалы. И наконец, последний эллипс иллюстрирует инфраструктуру: системы хранения данных, процессоры, память, системы широкополосного доступа и т.п.
В представлении Dair Design and Consulting (рис. 3) экосистема 4К представлена в виде вертикальных столбцов, представляющих продукты и технологии для создания, обработки, кодирования, передачи и отображения контента.
Несмотря на то, что границы понятия “рынок 4К-технологий” пока слабо определены, некоторые компании уже опубликовали аналитические отчеты по его оценке. Так, например, согласно отчету “4K Technology Market by Product” аналитической компании Marketsandmarkets (http://www.marketsandmarkets.com), опубликованному в июле 2015 года, глобальный рынок 4K-технологий в 2014 году составил 18,1 млрд долларов США и будет расти на уровне CAGR 21,8% в период 2015–2020 гг. К упомянутому рынку были отнесены телевизоры, мониторы, планшеты, смартфоны, фотоаппараты, ноутбуки, цифровые вывески, телевизионные приставки, а также Blu-Ray-плееры, поддерживающие формат 4К. Наибольшую долю (49%) на этом рынке в 2014 году составили телевизоры. То есть на долю телевизоров пришлось около 9 млрд долл.
Каждая компания будет делать свой акцент на том, что является главным звеном в 4К-экосистеме. Например, отображая сложившуюся экосистему 4К в России, наши аналитики представили свое видение (рис. 4).
Здесь появились новые элементы, такие как видеоплатформа для предоставления видео высокого качества, каналы продаж телевизоров и услуг, студии и дистрибуторы контента. Очевидно, от того, какие части экосистемы UHD/4K рассматривать, будет зависеть толкование и размер рынка 4К-технологий. К сожалению, все рынки, которые формирует новый формат, в одной статье описать невозможно, поэтому мы решили более внимательно рассмотреть два направления: во-первых, перспективы бизнеса для производителей телевизоров и дисплеев с разрешением 4К и, во-вторых, перспективы для телеком-операторов в построении решений по доставке видео высокого качества.
Согласно отчету IHS “Quarterly Worldwide FPD Shipment and Forecast Report”, к концу 2014 года рынок 4K-дисплеев достиг примерно 9,2 млрд долл, из которых 8,8 млрд долл. пришлось на продажи 4K-телевизоров. То есть оценка IHS-рынка 4К-телевизоров в мире примерно совпадает с оценкой данной компанией Marketsandmarkets. Согласно рис. 5 в 2015 году объем продаж 4K-дисплеев вырос до 18 млрд долл., а к 2020 году составит около 53 млрд долл.
Как видно из рис. 5, большая часть рынка 4К-дисплеев формируется за счет 4К-телевизоров, поэтому вся динамика рынка зависит от того, как быстро 4K-телевизоры получат массовое распространение. Возможно, читателю настоящей статьи приходилось слышать мнение пессимистов, которые рисуют перспективы развития 4К-рынка на примере притчи о курице и яйцах – мол, производители телевизоров выжидают, когда будет доступен 4К-контент для того, чтобы переходить на новый формат, производители контента ждут, когда будет больше потребителей – владельцев 4К-телевизоров, а телеком-операторы ждут тех и других для того, чтобы выбрать момент, когда необходимо модернизировать свои сети для доставки тяжелого контента.
Аналитики смотрят на эту цепочку более оптимистично. Вот, например, цитата из отчета аналитической компании IHS: “Мировой рынок 4K ТВ составит практически 100-процентную долю в поставках телевизоров с большой диагональю (50 дюймов и более) уже к 2019 году”.
А это означает, что в ближайшее время открывается огромный рынок для разработчиков и поставщиков контента по всей цепочке от производства до доставки, и несомненно, они не упустят возможности на нем заработать.
Часть видеоконтента уже доступна в формате 4К, и все больше таких материалов производится, по мере того как стоимость 4К-камер стремительно уменьшается. Помимо того, что все больше студий снимают контент в 4К, существует возможность ремастеринга контента, первоначально выпущенного на 35 мм-кинопленке, что дает возможность нового заработка для крупных владельцев контента.
Несмотря на обилие разговоров о том, что телевизор постепенно уходит со сцены и скоро уступит место компьютеру, пока этого не происходит. Телевизоры совершенствуются и даже на наиболее развитом рынке США по-прежнему являются первичным устройством для просмотра видео всех жанров (спорт, новости, документальные фильмы, реалити-шоу, комедии, драмы и фильмы (рис. 6). Единственное направление, где телевизор начинает уступать компьютеру, – это просмотр коротких видеороликов. По принципу “чем меньше экран, тем короче контент”.
Российская статистика говорит о том, что в 2015 году среднее время смотрения телевизора выросло на 2 мин. и составило более 4 час. (рис. 7), правда, рост наблюдается в основном за счет старшей части аудитории (55+).
Согласно данным упомянутой выше компании IHS, мировой рынок 4K ТВ вырастет с 55 млн ед. в 2016 году до почти 120 млн ед. в 2020 году (рис. 8).
По данным другой аналитической компании – Strategy Analytics (рис. 9), – формат UHD/4K станет стандартом практически для всех больших телевизоров в течение 3–4 лет, после чего начнет занимать нишу телевизоров со все меньшим размером экрана. И в целом по миру примерно 23% домохозяйств будут иметь UHD-телевизоры, а на наиболее развитом рынке США уже в 2019 году 40% домохозяйств будут иметь телевизоры формата UHD/4K.
Компания IHS также приводит статистику процента домохозяйств, имеющих UHD/4K телевизоры (рис. 10), но, в отличие от рис 9, приводит данные не только по макрорегионам, но и по отдельным странам, включая Россию. Согласно этим данным в 2018 году примерно 8% домохозяйств в России будут иметь 4К-телевизоры.
Учитывая, что в России около 100 млн телевизоров, можно сделать вывод, что в 2018 году в России будет около 8 млн 4К-телевизоров. Именно эта оценка была озвучена на конференции “Digital TV&Video in Russia. 4K”. Видимо, эту оценку следует считать оптимистичной, учитывая, что существуют и пессимистичные прогнозы. Так, аналитики из компании J'son & Partners Consulting утверждают, что в 2016 году в российских домохозяйствах было 100,3 млн телевизоров, при среднем количестве 1,8 телевизора на домохозяйство; при этом по прогнозам J'son & Partners Consulting к 2020 году общее количество телевизоров в домохозяйствах России достигнет 106,3 млн, из них доля 4К ТВ составит 1%.
Столь пессимистичный прогноз по распространению 4К-телевизоров J'son & Partners Consulting делает в том числе, исходя из того, что средний метраж квартир в России невелик, и спрос на большие 4К-телевизоры будет ограничен. Учитывая что средний размер диагонали экрана 4К-телевизоров, продаваемых в России, составляет 130–165 см, то малый метраж квартир является естественным ограничителем.
Возвращаясь к рис. 5, следует отметить, что следующим по объему после телевизоров на рынке 4K-дисплеев будет сегмент, который формируют экраны смартфонов. Несмотря на то, что 4K-дисплеи смартфонов требуют ресурсов для передачи существенно большего объема данных и больших вычислительных ресурсов для отображения изображения, аналитики прогнозируют быстрый рост этого сегмента рынка. Согласно IHS DisplaySearch ожидается десятикратное увеличение роста годовых поставок 4K-дисплеев для смартфонов до 2017 года. Правда, доля их в 2017 году останется менее 5%.
Аналитики полагают, что рынок смартфонов с 4К-дисплеями может расти даже быстрее, чем рынок 4К-телевизоров, поскольку так жестко не связан с появлением 4K-контента (эти устройства уже снабжены камерами, которые могут снимать контент в 4К). Кроме того, цикл обновления у смартфонов составляет около 1 года, что намного меньше, чем у телевизоров.
Мобильные телефоны с возможностью снимать 4K/UHD-видео стали коммерчески доступны с 2013 года, и за последние годы возможность записи 4K-видео прошла путь от характеристики “это экзотика” до “must be для флагманских смартфонов высокого класса”.
Как мы отметили в начале этой статьи, доставка UHD/4K-контента потребителю может быть осуществлена при использовании разных технологий, в том числе спутниковых, кабельных, IPTV- и ОТТ-сервисов.
Наверное, первыми доставку 4К-контента будут осуществлять операторы спутникового телевидения. Такие проекты существуют уже и в России. В частности, в ноябре 2015 года телекомпания “Первый ТВЧ” начала осуществлять вещание развлекательного канала Insight в 4К. Канал был запущен в составе пакета “Единый” спутникового оператора “Триколор ТВ”. На момент написания статьи “Триколор ТВ” предлагал три канала в формате UHD/4K.
В принципе по современным телеком-IP-сетям доставка линейного контента в формате 4К тоже уже доступна. Минимальные требования по доставке линейного 4К-контента составляют не менее 18 Мбит/с. Число подключенных 4K-телевизоров в мире составляло около 38 млн в 2015 году и к 2020 году вырастет до 544 млн.
При этом следует отметить, что современному зрителю недостаточно линейного видео. Конкуренцию спутниковым операторам могли бы составить сервисы на базе передачи 4К-видео по IP-сетям с предоставлением услуг типа Video on Demand, OTT, интерактивных игр и т.д.
Для телеком-операторов это шанс не только заработать на новом рынке предоставления видео высокого качества, но и конкурировать со спутниковыми операторами, поскольку сети традиционных телеком-операторов имеют больше возможностей для предоставления интерактивных сервисов. Но здесь встает вопрос: насколько сегодняшние ШПД-сети телеком-операторов готовы для доставки такого контента. Следует отметить, что интерактивные сервисы передаются с использованием протокола TCP, который накладывает ограничения на пропускную способность соединения. Так, даже при порте доступа 100 Мбит/с реальная пропускная способность соединения в зависимости от таких факторов, как потери пакетов из-за перегрузок в сети, большой задержке (RTT delay) может быть гораздо ниже (для российских операторов, как правило, 22 Мбит/c).
Следует отметить, что указанный на рис 12 битрейт 18 Мбит/с – это минимальная пропускная способность для передачи так называемого квази 4К, предполагающего при разрешении 3840 х2160 глубину цвета 8 бит и частоту 25–30 кадров в секунду. Для передачи видео в формате Basic 4K, то есть при том же разрешении, предполагающем глубину цвета 10 бит и частоту 50–60 кадров в секунду, уже потребуется битрейт 30–50 Мбит/с, а при передаче видео в формате ультра 4К, которое при том же разрешении предполагает 12-битную глубину цвета и 100–120 кадров в секунду, потребуется битрейт 50–100 Мбит/с. То есть даже когда мы говорим о передаче линейных сервисов в формате Basic 4К, пропускной способности существующих сетей, построенных на “старых” технологиях доступа, (медные кабели) явно недостаточно.
Для обеспечения интерактивных сервисов в формате 4К потребуется модернизация сетей телеком-операторов чтобы обеспечить быструю загрузку видео, низкую потерю пакетов, низкую задержку и быстрый юникаст (рис. 13).
Для того, чтобы не стать просто “трубой” и получить свою долю рынка по доставке видео высокого качества, телеком-операторам необходима модернизация своих телеком-сетей и изменение бизнес-модели. Так, многие операторы рассматривают варианты трансформации в медийную компанию по аналогии с трансформацией телефонных компаний в телекоммуникационные в начале 2000-х.
В своем докладе на конференции “Digital TV&Video in Russia. 4K” эксперт Владимир Староватов отметил, что до появления 4К-сервисов телеком-оператор был по сути вне цепочки получения дохода от предоставления контента (рис. 14). Действительно, на этапе, когда сетевых ресурсов достаточно, OTT-провайдеры типа YouTube могли получать доход от предоставления видеоконтента, минуя телеком-оператора и строя свою бизнес-модель по принципу “телеком-оператор – это просто труба”. На этапе доставки 4К-контента при высокой загрузке сети оператор должен гарантировать высокую производительность и оптимизацию пути распространения контента для обеспечения высокого качества сервиса и хорошего пользовательского опыта. На этом этапе OTT-провайдеры заинтересованы в получении такого канала от телеком-оператора и готовы делиться доходами от предоставления сервиса (например, Netflix и AT&T, BT).
Для того, чтобы стать в центре цепочки распределения стоимости от поставки видеоконтента высокого качества и реализовать интерактивные сервисы, такие как Catch-up, Тime shift TV, VOD, телеком-операторам потребуется гибридная видеоплатформа, обладая которой, телеком-оператор становится центром экосистемы, в которую могут входить разные партнеры – включая уже упомянутых OTT-провайдеров и производителей 4К-игр (рис 15.). Чем больше партнеров будет объединено в рамках такой платформы, тем более интересным будет ее сервис для потребителя.
Вооруженный модернизированной телеком-инфраструктурой и видеоплатформой, телеком-оператор становится в центре цепочки распределения дохода от предоставления видео высокого качества. В свою очередь, это открывает новые перспективы для провайдеров телеком-оборудования и видеоплатформ, а также интеграторов и консультантов, позволяя и им получить свою часть рынка при построении интерактивных сервисов по доставке 4К-контента.
Как показывает последнее рассуждение, к 4К-экосистеме потенциально могут быть отнесены все новые и новые игроки. Кто выиграет от формирования нового рынка? В каждом сегменте найдутся игроки. Наверняка кто-то раньше успеет выстроить новые сервисы и позиционировать их как дифференцирующее преимущество, кто-то опоздает и потеряет свои позиции.
Но очевидно одно – кто бы ни вырвался вперед из числа поставщиков 4К-видеосервисов, конкуренция неизбежно приведет к тому, что мы с вами, как пользователи новых конкурентных сервисов видео высокого качества, окажемся в выигрыше.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2016
Посещений: 9584
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций