В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В области производства 3D наша страна, уже имевшая в советское время технологию такого кинопроизводства, сегодня не отстанет от мировых лидеров. Остается только использовать имеющийся опыт в свете современных технологий и поставить производство на поток. Тогда мы сможем смотреть не только зарубежные, но и российские качественные 3D-фильмы. Что касается показа, то самым доступным методом просмотра 3D-фильмов на сегодня для зрителя являются кинотеатры, в большинстве своем уже переоборудованные или готовящиеся к переоснащению для 3D-показа. Россияне, заплатив за билет в кинотеатр, в любой момент могут сходить на понравившийся им 3D-фильм. Остается наполнить кинотеатры интересным и качественным 3D-кино, за которое зритель готов платить.
Просмотр ЗD-фильмов дома с лицензионных дисков и по кабельным сетям вынуждает зрителя тратить дополнительные средства на приобретение специального оборудования (от 150 тыс. рублей) + аксессуары, а также оплачивать работу специалистов по установке. В сегодняшней ситуации такие затраты для большинства семей могут стать неподъемным пунктом бюджета, что отложит массовый приход ЗЭ-технологий в квартиры на неопределенный срок. Если вы добились своего и уже можете легко смотреть ЗЭ-видео дома, то ваша коллекция фильмов будет накапливаться очень медленно, так как ЗЭ-картин пока еще не так много, их нужно специально искать, заказывать. На этом этапе вероятна опасность попадания к вам некачественно сделанных ЗЭ-фильмов, просмотр которых может вызвать дискомфорт от неправильно отрегулированного ЗЭ-эффекта. Следствие - недовольство, раздражение и в конечном итоге недоверие к технологии 3D в целом. Если впервые показать человеку именно такой 3D-фильм, то он не то что за деньги, даже бесплатно смотреть не будет. И подобных примеров уже много. Представителям кабельных компаний предстоит решать серьезные задачи: каким контентом будет занято эфирное время, кто и каким образом будет контролировать качество. Для этого требуются не только грамотные специалисты, необходимое оборудование, но и изучение результатов исследований о долговременном воздействии подвижного 3D-изображения на зрителя и степени его утомляемости. Только тогда можно говорить о перспективах 3D в России.
- Какой контент интересен в 3D?
- 3D-изображение близко к естественному человеческому восприятию, что способствует увеличению эффекта реалистичности, присутствия. Этот факт привлекает к контенту, который не несет в себе динамичных смен кадра и экшна. Любые документальные фильмы в 3D-формате будут создавать куда более сильное впечатление, то же можно отнести к мелодрамам, и особенно к современным сериалам, в которых редкая (экономически оправданная) смена сцен компенсируется 3D-эффектом. Такие сериалы найдут достойное место в телевизионном 3D-эфире.
- Какое влияние оказывает ЗD-формат на зрение?
- Сам по себе 3D-формат близок к естественному человеческому восприятию окружающего мира, и не может нанести зрению большего вреда, чем просмотр обычных программ в 2D. Опасность может заключаться только в методах его просмотра и в качестве самого 3D-контента, который должен быть сделан с учетом особенностей физиологии человеческого зрения. Ограничения при просмотре могут быть только сугубо индивидуальными, зависящими от конкретного человека, фильма, который он смотрит. Самым комфортным и безопасным методом просмотра является просмотр через поляризационные и затворные очки, которые не оказывают никакого противоестественного влияния. К сожалению, этого нельзя сказать об анаглифном методе просмотра, хотя он и является самым простым и дешевым, но неестественное разделение цветов для левого и правого глаза при долгом просмотре может вызвать дискомфорт и головокружение, особенно у восприимчивых людей.
- Чем принципиально отличаются съемки в 3D от обычных?
- Основное отличие состоит в том, что такие съемки только начинают проводиться, а вернее сказать, возрождаться в массовом масштабе. Людям на площадке приходится сталкиваться с новым, более сложным оборудованием, необычными нюансами практической работы, на освоение которых нужно затрачивать дополнительное время, более жесткими требованиями к освещению. В два раза большая нагрузка ложится на специалистов post-production. Динамика кадросмен 3D-фильма должна быть в меру динамична, не создавать дополнительной нагрузки на глаза зрителя, такой нюанс желательно учитывать уже на этапе создания сценария, а это привносит дополнительные сложности в съемку 3D- и 2D-версии одного и того же фильма.
— Каковы перспективы 3D в России?
- Такие же, как и во всем мире. В течение ближайших лет 3D займет свою нишу в области телевещания. Уже сейчас в России объявлено о создании и начале вещания нескольких 3D-Ka-налов. Ряд проектов находится на стадии разработки. А многие изучают этот вопрос.
— Какой контент интересен в 3D?
- Самый разнообразный, но наиболее интересны видовые передачи и спорт. В одном случае зритель погружается в новую для него реальность, в другом - практически становится участником спортивных мероприятий, прямо на месте, не вставая с дивана.
— Какое влияние оказывает ЗD-формат на зрение?
- Если ЗD-контент правильно и грамотно подготовлен, то зрителю комфортно его смотреть и никаких побочных эффектов не возникает. Если же при подготовке контента были нарушены правила стереографии - зритель может испытывать дискомфорт, а это сопровождается усталостью глаз и головной болью.
— Чем принципиально отличаются съемки в 3D от обычных?
- 3D-съемка требует более тщательной подготовки. Желательно заранее просчитать все параметры съемки (расстояние до объектов, межосевые расстояния, конвергенцию и прочее). Мы, например, используем компьютерные аниматики, чтобы еще до съемки все расставить и рассчитать на компьютере.
Сам процесс съемки также несколько сложнее, чем стандартный. Вместо одной камеры используются две, и они должны быть четко отъюстированы относительно друг друга, синхронизированы и иметь одинаковые параметры (в первую очередь это относится к оптике). Так как стереосъемка накладывает ряд существенных ограничений, на съемочной площадке обязательно должен присутствовать стереограф. Чем правильнее будет организован съемочный процесс, тем меньше придется исправлять “на посте".
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2010
Посещений: 11380
Статьи по теме
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций