Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Воспоминания о главном инженере проекта Останкинской телебашни - Б.А. Злобине

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Воспоминания о главном инженере проекта Останкинской телебашни - Б.А. Злобине

Светлой памяти ветеранов великих строек. (К 100-летию со дня рождения члена авторского коллектива создателей телебашни)

Москва, Останкинский район столицы не представляются без стремительной вертикали, строй-_ ного силуэта с поясами балконов и обстроек — без высочайшего сооружения, Останкинской телебашни. Каждый человек, приезжая в столицу, хочет увидеть телебашню и стремится попасть туда, чтобы узнать интересные особенности сооружения и полюбоваться панорамой Москвы с высоты 337 метров.

Илья Миндлин

Владимир Злобин

В 1967 году было закончено строительство первой очереди Останкинской телебашни. 27 апреля 1967 года завершился подъем самой верхней секции (царги) уникальной 148-метровой металлической антенны и был поднят государственный флаг. Тогда еще никто в мире не решался воздвигать сооружения высотой более 500 метров, и по сегодняшний день это самое высокое сооружение на Европейском континенте.

Телевизионная башня в Останкино представляет собой не только опору для многочисленных передающих телевизионных и радиовещательных станций, но также сложное, насыщенное техникой высотное сооружение. С сентября 1967 года началось пробное телевизионное вещание, которое вскоре (с 5 ноября) стало систематическим, как и радиовещание в диапазоне УКВ. Кроме основного назначения телебашни - трансляции в эфир телевизионных и радиопрограмм для жителей Москвы и Московской области, в ее функции входит выполнение многих других задач, в том числе и общегосударственного значения. Размещенный в башне комплекс радиорелейного оборудования обеспечивает передачу государственных телевизионных и радиопрограмм по всей территории страны с учетом временных поясов. Объем помещений для размещения технологического оборудования, ресторана и для других нужд составляет свыше 70 тыс. кубических метров, полезная площадь свыше 15 тыс. квадратных метров.

Свидетельство новизны поставленных задач и большого творческого порыва

При проектировании и строительстве Останкинской телебашни было предложено и защищено авторскими свидетельствами более 100 изобретений, что говорит как о новизне поставленных задач, так и большом творческом порыве участников ее создания.

Трудом проектировщиков, строителей, всех участников оставлено всему миру на удивление самое высокое (на тот момент) свободностоящее на земле сооружение, которое олицетворяет собой большие достижения строительного искусства. Ввиду особой сложности сооружения телевизионной башни сотрудники Главмосстроя и Минмонтажспец-строя большое внимание уделяли вопросам проектирования и производства строительных работ. Был решен ряд сложных инженерных проблем, приняты оригинальные технические решения, изготовлены специальные механизмы и методы производства строительно-монтажных работ.

Одним из важных и сложных вопросов строительства стало возведение фундаментов сооружения. Не менее сложными оказались работы по бетонированию десяти опор и конической части, а также возведение ствола телебашни. Пришлось выполнять бетонирование монолитных конструкций и многие другие работы в зимних условиях. Возведение железобетонного ствола башни осуществлялось с использованием уникального самоподъемного агрегата. Бетонирование производилось шагами размером 5,25 метра (шаг каждого подъема агрегата).

За разработку технической документации, специальных методов производства работ и их успешную реализацию большой группе специалистов в1969 году была присуждена Государственная премия, а в 1970-м за разработку проекта Останкинской радиотелевизионной башни коллективу авторской группы во главе с руководителем работ - главным конструктором Никитиным Н.В. была присуждена Ленинская премия, вторым в списке награжденных значится фамилия главного инженера проекта Б.А. Злобина.

Воспоминания сына: о моем отце Злобине Борисе Алексеевиче

Прежде всего, это был очень цельный человек. Он мне не раз говорил: "Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, нужно идти по пути прямо, никуда не сворачивая, не размениваясь на пустяки". Так он и прожил свою трудовую жизнь - ни разу не изменив строительному делу, своей специальности инженера-конструктора.

Когда Борис Алексеевич в 1947 году работал в проектном институте ТЭПе (Теплоэлектропроекте), коллеги называли его "Король металла", имея в виду высокий класс в расчетных и проектных решениях железобетонных конструкций. В ту пору было вообще мало специалистов подобного класса, их приглашали за валюту из-за рубежа. Проекты Бориса Алексеевича отличались, с одной стороны, высокой надежностью, с другой -оригинальностью конструкторского решения и смелостью замысла. Недаром китайское правительство наградило отца двумя орденами за проекты ТЭЦ, выполненные в период 1952-1953 гг. Но, конечно, высокая требовательность к себе, высокая планка профессиональной подготовки - это не просто дар свыше, а результат повседневной работы над собой, это жизнь в творческом горении. Такой подход к работе и жизни, думается, Борис Алексеевич перенял у своего главного учителя - Кондратюка Юрия Васильевича, одного из пионеров русской космонавтики, малоизвестного инженера-монаха. Несомненно, именно он заложил в своих учениках - Злобине Б.А. и Никитине Н.В. - этот энтузиазм поиска истины, оптимальных решений, эффективных конструкций, приближающихся по изяществу к природным объектам. Проект, над которым в 1930-х годах его группа (Злобин Б.А., Никитин Н.В., Лифшиц Л.М., Шеманский К. и др.) работала, смел даже для нашего дерзкого времени. Очевидно, поэтому ветроэлектростанция (ВЭС) на 12 000 кВт (с вращающимся железобетонным стволом, высотой 165 м) не была достроена. Будь жив в то время С. Орджоникидзе, все могло быть иначе.

Ай-Петри этот фундамент стоит как укор слабости и трусости чиновников. Группа Ю.В. Кондратюка была распущена, но эта идея не умерла, зерно дало богатые всходы: при расчете конструкции Останкинской башни во многом были использованы идеи, заложенные ранее при проектировании ВЭС. Сплав профессионализма и дружбы двух сибиряков-единомышленников - Б.А. Злобина и Н.В. Никитина стал настоящим фундаментом этого уникального сооружения. Красавица Останкинская башня является символом Москвы.

Возвращаясь к личности отца: это был удивительно скромный и искренний человек.

На его 70-летнем юбилее, который проходил в концертном зале ОРПС, он сказал: "Я не большой мастер красиво говорить. Все, что я хотел выразить, я передал в чертежах башни, и к тому, что вы видите из окна, мне добавить нечего. Спасибо".

Внешние атрибуты успеха его мало тревожили, он не защитил даже кандидатской диссертации на этой уникальной работе, где каждый день принимал новые конструкторские решения. Ведь башня строилась лишь по общему проекту, детальных рабочих чертежей узлов не было. Группа Злобина Б.А. выдавала их тут же на месте. Нередко сами связисты-заказчики меняли технические условия, иногда техника и технологии строительства вносили свои коррективы. Все это приходилось утрясать, увязывать, брать на себя ответственность за принятые решения на всех уровнях руководства. Кроме того, авторский надзор лежал на его плечах. А это значило (при дотошности отца), что он сам должен был все проконтролировать и минимум 2 раза (утром и вечером) подняться на высоту той отметки сооружения, где шел монтаж. Только теперь я понимаю, что такое круглосуточное производство. От качества сварки, бетона, монтажа зависел успех всего замысла. Как главный инженер проекта, отец следил и за безопасностью работ. Здесь сказался его опыт инженера-сапера, нельзя было допустить ни одной ошибки. В результате за все время строительства не произошло ни одного серьезного несчастного случая при монтаже башни!

Физическая нагрузка на стройке и нервы, оставленные в кабинетах начальства, за четыре года активной фазы возведения башни привели к износу его ранимого сердца, он перенес три инфаркта. И в 1970 году принимал звание лауреата Ленинской премии уже как персональный пенсионер Российской Федерации.

Интересно его отношение к телевидению, которое он сам совершенствовал. Телевизор он называл "шарманкой" и порицал нас за привязанность к этому "виртуальному зелью".

Сам он смотрел новости и погоду, а если шел хороший фильм, то нередко глаза его увлажнялись, и он близко принимал к сердцу происходящее на экране. Эту чистоту и непосредственность отец пронес через всю жизнь, недаром после выхода на пенсию он занялся садоводством.

Отец обладал удивительным, мягким чувством юмора, без пошлости и желчи. Очень преданно и нежно относился к своим друзьям. На даче у нас они подолгу гостили, а вечерами проходили теплые беседы о житейских делах и о прочитанном. Я очень благодарен, что отец научил меня дружить и как пример для подражания оставил память о себе. В общем, если бы у меня была возможность выбирать отца, я выбрал бы именно его.

Награды

Лауреат Ленинской премии (1970 г.), медаль лауреата Ленинской премии.

Ордена

Орден Красной Звезды (1943 г.).

Два ордена КНР за проектирование и строительство ТЭЦ.

Медали

"За Победу над Германией";

"20 лет Победы в Великой Отечественной войне";

"30 лет Победы в Великой Отечественной войне";

"50 лет Вооруженных Сил СССР";

"60 лет Вооруженных Сил СССР".

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 13490

  Автор

 

Владимир Злобин

Всего статей:  1

  Автор

Илья Миндлин

Илья Миндлин

Начальник службы телевизионных передающих станций с 1964 по 1990 гг. в настоящее время - специалист службы СШС МРЦ

Всего статей:  6

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций