Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Первые шаги цифрового телевидения в СССР. Часть 2

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Первые шаги цифрового телевидения в СССР
Часть 2

Б.М. Певзнер
Бывший начальник лаборатории ВНИИТ,
к.т.н., Пенсильвания, США

Создатели новой техники

За годы работы я пришел к убеждению, что организация дела и технический уровень института и страны в целом, конечно, очень важны, но все результаты работы определяются прежде всего личными способностями ее исполнителей. В технических разработках это почти столь же справедливо, как в научных исследованиях. Мне повезло работать со многими талантливыми инженерами, знания, умение и увлеченность которых позволили создать новаторскую аппаратуру 4-го поколения. Многих из них я уже выше назвал. Но здесь хотел бы особо отметить Татьяну Моисеевну Ляхову, которая провела разработку и настройку первого в мире цифрового аппаратно-студийного блока. Она продолжает успешно работать и до сего дня, создавая современную цифровую аппаратуру в ООО “ПРОФИТТ". До сих пор работают и многие другие инженеры, освоившие цифровую технику, работая по теме “Студия” и в предшествующих НИР.

Для АСБ был создан цифровой коммутационно-микшерный узел с гораздо большими изобразительными возможностями, чем допускала прежняя аналоговая аппаратура (Т.М. Ляхова, Е.И. Довгер, В.В. Рыбаков и др.). Сложный блок видеоэффектов с кадровой памятью (А.К. Бухаров, И.В. Нагибин) впервые позволил производить разнообразные деформации ТВ-изображения.


Интересные новые устройства разрабатывались для нас на кафедре телевидения ЛИАП (Ленинградский институт авиационного приборостроения) под руководством доцента Валерия Яковлевича Сорина. Световое перо давало возможность рисовать или писать на экране. Говоря об этом блоке, мне хотелось бы отметить, насколько новыми были тогда наши разработки. Его первая модель создавалась еще в 1976-1978 годах, и много усилий было потрачено на устройство для перемещения одной рукояткой точки по поверхности ТВ-экрана. Над этим долго ломали голову наши конструкторы и инженеры ЛИАП, ведь компьютерной мыши, столь удачно решившей эту задачу, мы тогда еще не знали.

На основе светового пера был создан блок видеоживописи (В.Я. Сорин), который позволял рисовать на экране монитора цветное изображение, меняя ширину и фактуру мазка и используя оперативную палитру из 24 цветов, выбираемых художником из всей гаммы доступных цветов. Структура микшера АСБ позволяла вводить в него в качестве силуэтного сигнала линию произвольной формы, нарисованную световым пером.

Были значительно усовершенствованы блок электронной рир-проекции (Валерий Исаакович Малинин) и генератор спецэффектов (Анатолий Иванович Кулыгин). Матричный коммутатор объемом 24x16 (около 3500 точек коммутации при работе в параллельном коде) разработало СКБ Кировоградского радиозавода (Владимир Всеволодович Андрусенко и Анатолий Викторович Васильев). Удачное размещение микросхем ячеек коммутации 16x16 на одной большой многослойной печатной плате с разъемами по периферии позволило решить эту сложную задачу. Нам удалось достать новые микросхемы разработки объединения “Светлана", хотя это было очень непросто. Данные коммутаторы были применены и в АСБ, и в АЦ.

Источниками сигналов в АСБ служили три серийные цветные камеры 3-го поколения КТ-178, разработанные коллективом под руководством Бориса Абрамовича Берлина, а также внешние программы - цифровые и СЕКАМ. Они вводились через кодирующие устройства "Компонентные видеосигналы - цифра" и "СЕКАМ - цифра" (С.А. Горьев, В.Е. Тимофеев и сотрудники Одесского филиала ВНИИТ). Имелись также ответные декодирующие устройства.

Другими источниками служили цифровые генераторы знаков (текста), цветных полос, фона и испытательной таблицы. Впервые был создан блок, формировавший универсальную электронную испытательную ТВ-таблицу (УЭИТ) путем непосредственной генерации цифровых кодов каждого ее элемента (Вера Васильевна Сухих и Инна Дмитриевна Белова).

Были разработаны и все измерительные приборы, необходимые для контроля цифро-аналоговой аппаратуры - устройства контроля уровней (путем чтения цифровых кодов), джиттера тактовых импульсов, отношения сигнал-шум (Феликс Симонович Бородиц-кий, Сергей Александрович Третьяк, Алла Федоровна Полушкина, Константин Алексеевич Клодин). Насадку для наблюдения парафазных цифровых кодов на стандартном осциллографе С1-75 разработал Евгений Иванович Довгер. Таким образом, был создан полный комплекс со всем необходимым измерительным обеспечением.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2010
Посещений: 13179

Статьи по теме

  Автор

Борис Певзнер

Борис Певзнер

Эксперт

Всего статей:  7

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций