В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Юрий Сагдуллаев
Зам. генерального директора
по науке ООО "НИИР-РадиоНет",
д.т.н., профессор
Как известно, первоначально термин "телевидение" (видение на расстоянии) возник в 1890 году. Он впервые прозвучал в докладе "Электрическое телевидение" русского инженера-электрика К.Д. Перского на Международном конгрессе в Париже [1]. Идеи последовательной поэлементной передачи изображения (1879—1880), предложенные независимо друг от друга португальским ученым Де-Пайва и русским ученым П.И. Бахметьевым, а также изобретение радио А. С. Поповым (1895) создали реальную базу для передачи сигналов изображения на большие расстояния.
Одним из основоположников электронного телевидения считается русский ученый Б.Л. Розинг, который в 1907 году создал систему "катодной телескопии" с использованием электронно-лучевой трубки для воспроизведения изображения. В мае 1911-го он продемонстрировал изображения простых движущихся геометрических фигур на действующей установке, передающая часть которой была оптико-механической.
Хочется особо отметить и еще раз подчеркнуть, что первый проект полностью электронной системы черно-белого телевидения в СССР бьи предложен в 1925 году группой изобретателей во главе с Б.П. Грабовским [2]. Осенью 1925 года Б.Л. Розинг знакомится в г. Ленинграде с Б.П. Грабовским, соавторами и их изобретением — полностью электронной телевизионной системой "телефот". Это изобретение, по совету Б.Л. Розинга, бьио зарегистрировано в Комитете по делам изобретений СССР под № 5592 с приоритетом от 9 ноября 1925 года. Б.Л. Розинг обратил внимание на заметное отличие изобретения Б.П. Грабовского, Н.Г. Пискунова и В.И. Попова от собственного проекта и проекта английского ученого К. Суинтона, который еще в 1912 году опубликовал первую схему электронного телевидения, но не смог ее реализовать на практике [3].
Под руководством Б.П. Грабовского 26 июля 1928 года в г. Ташкенте были продемонстрированы на экспериментальной телевизионной (ТВ) установке простейшие движущиеся объекты. Хотя полученные изображения были размытыми и не очень ясными, факт этого события, приоритет и вклад наших соотечественников в развитие мирового телевидения был впоследствии признан и подтвержден (документально) многими международными организациями. В связи с этим событием мы можем уверенно говорить о том, что Ташкент действительно является родиной электронного черно-белого телевидения.
Вот, что пишет об этом событии сам Б.П. Грабовский: "Ровно в 12 часов дня по ташкентскому времени 26 июля 1928 года были включены передатчик и приемник. Перед объективом передатчика стоял мой лаборант И. Белянский. Его движимое изображение появилось на экране электронно-лучевой трубки приемника. Изображение было некачественным, но все же можно было временами различить, что это был мой лаборант И. Белянский.
...Через несколько дней, а именно 4 августа 1928 года, наши приборы были установлены на улице, и во время удачных моментов работы установок на зеленоватом экране диаметром двенадцать сантиметров все увидели перекресток улиц Ленина и Карла Маркса г. Ташкента с прохожими и проезжавшим вдали трамваем. Конечно, изображения были некачественными, установки были кустарные, самодельные, но все же первые опыты были проделаны мною с И. Белянским у нас, в СССР, в частности в Ташкенте, в 1928 году" [2].
Если эксперимент с передачей по радио бьи не очень удачным из-за помех и низкого качества радиотракта, то эксперименты с передачей изображения по проводам дали вполне удовлетворительные результаты, что бьио зафиксировано кинохроникой (пленки хранятся в ЦГА Узбекистана) [2].
В 1975 году в одном из районов Ташкента (Сергели) был открыт Музей электронного телевидения имени Б.П. Грабовского. Там выставлены включает копии государственных архивных документов, патентов, свидетельств, отзывов и фотографий того времени, показывающих важные этапы деятельности изобретателей черно-белого электронного телевидения.
Развитие и внедрение систем электронного ТВ-вещания продолжились после изобретения и практической реализации передающих трубок с накоплением электрических зарядов. Первая из таких трубок — иконоскоп был изобретен в 1931 году независимо друг от друга советским ученым СИ. Катаевым (приоритет от 24.09.1931) и выходцем из России (г. Муром), учеником Б.Л. Розинга, впоследствии американским ученым В.К. Зворыкиным (приоритет от 13.11.1931), который являлся создателем электронного телевидения в США.
В 1937 году было завершено строительство и началось регулярное ТВ-вещание в Ленинграде — полностью на отечественном оборудовании со стандартом разложения 240 строк и в Москве на импортном оборудовании со стандартом разложения 343 строки. В 1948 году был осуществлен переход на современный ТВ-стандарт с разложением на 625 строк, предложенный в 1944 году СИ. Катаевым и СВ. Новаковским.
Переход от черно-белого ТВ к цветному предусматривал выполнение определенных условий совместимости. На основе проведенных исследований спектра монохромного ТВ-сигнала, в конце 40-х годов прошлого века были предложены методы уплотнения и передачи сигналов цветности в полосе частот яркостного сигнала. Были изучены особенности цветового зрительного восприятия изображений и найдены оптимальные пути выполнения всех условий совместимости, что позволило создать совместимые системы цветного телевидения. Необходимо отметить приоритет Е.Г. Момота в вопросах применения синхронного детектирования. Эти работы были выполнены в период 1934—1941 годов и способствовали дальнейшему развитию и созданию одновременных систем цветного телевидения с квадратурной модуляцией - NTSC (1953), PAL (1961). В нашей стране была принята совместная советско-французская последовательная система цветного телевидения SECAM (1967) с частотной модуляцией цветоразностных сигналов.
В СССР конец 60-х годов и начало 70-х прошлого столетия характеризуются бурным развитием систем вещательного цветного телевидения, разработкой передающих ТВ-камер и цветных приемников нового поколения, вводом в строй новых многопрограммных телецентров, расширением действующей сети аналогового ТВ-вещания.
Наряду с формированием студийных ТВ-программ, широкое развитие получают передвижные ТВ-станции для осуществления внестудийных передач в прямом эфире или для видеозаписи тех или иных программ с последующей их трансляцией. Для обслуживания Центральной программой телевидения районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии в 1967 году в СССР была создана приемная сеть "Орбита" с использованием в качестве ТВ-ретрансляторов спутников связи "Молния". Впоследствии появились распределительные спутниковые системы ТВ-вещания "Экран" и "Москва" и другие с относительно простыми приемниками ТВ-сигналов.
В 80-х годах прошлого столетия в СССР функционировало более 115 телецентров для формирования ТВ-программ и передачи их населению через разветвленную сеть радиопередающих и ретрансляционных станций, кабельных, радиорелейных и спутниковых линий связи. К концу 1990-х годов у населения нашей планеты было ТВ-приемников в два раза больше, чем стационарных телефонных аппаратов.
В становление и в развитие современного вещательного и прикладного телевидения, передачу сигналов телевидения на дальние расстояния большой вклад внесли отечественные ученые и специалисты [3]. За период своего бурного развития в XX веке аналоговое ТВ-вещание постепенно превратилось — наряду с печатью, кино и радиовещанием — в одну из самых передовых информационных технологий производства и распространения разнообразной мультимедийной информации. ТВ-вещание в нашей стране базируется на видеоинформационных технологиях, включающих самостоятельные взаимосвязанные системы вещания прошлого столетия:
Каждая из перечисленных видеоинформационных технологий и вещательных систем имеет свои преимущества. Одной из главных задач, которая ставилась перед вещательным телевидением в нашей стране, являлся охват населения и огромных территорий бывшего СССР, а ныне всех регионов России некоторым обязательным количеством федеральных и региональных ТВ-программ.
Для производства ТВ-программ и их трансляции до конечного потребителя с использованием эфирных, кабельных или спутниковых систем связи необходимо в первую очередь наличие двух главных составляющих:
Основную роль в этих процессах естественно играет творческая составляющая — авторы передач, редакторы, видеорежиссеры, звукорежиссеры, тележурналисты, операторы и др., которые осуществляют непосредственную подготовку и организацию репортажей или видеосъемку будущих ТВ-передач или отдельных сюжетов и создают вещательные программы (видеоконтент). Формируемые ими студийные и внестудийные ТВ-программы отражают новостной, информационно-познавательный, экономический, спортивный, развлекательный, учебно-образовательный, научный, музыкальный или иной характер таких передач. Определенное место в сетке ТВ-вещания различных отечественных каналов телевидения занимает показ теле- и кинофильмов.
Основными техническими составляющими для организации и распространения программ вещательного телевидения прежде всего в больших городах Российской Федерации (РФ) являются:
В зависимости от статуса телецентра они могут быть различного класса (федеральные, региональные и т.д.). Эта ранжировка в первую очередь определяется общим числом имеющихся студий, их площадью и существующей базой радиотелевизионных средств телецентра, осуществляющих формирование, обработку и консервацию программ, а также техническими параметрами и оперативными возможностями, с точки зрения создания собственных студийных передач, а также внестудийных передач с любой точки данного города, другого региона страны или из-за рубежа (для прямого эфира, видеозаписи). Большая часть отечественных ТВ-программ фактически формируется в предварительной видеозаписи с последующей трансляцией их в эфир.
В своем составе многопрограммный телецентр имеет аппаратно-студийные комплекс, куда входят аппаратно-студийные блоки, аппаратные видеозаписи, телекинопроекционные, центральная аппаратная, приемная аппаратная передвижных ТВ-станций и другие блоки. В студиях телецентра осуществляется создание студийных ТВ-программ для их передачи в прямом эфире или для видеозаписи отдельных программ с последующей их трансляцией по утвержденному расписанию. В телецентре имеются также вспомогательные подразделения и службы (отдел технического контроля, фильмотека, видеотека, цех электроснабжения, гримерные и артистические, отдел декораций, столярные мастерские, ремонтная служба и др.).
В формировании ТВ-программ наряду со стационарным студийным оборудованием важную роль играют передвижные ТВ-станции (ПТС) и различные мобильные репортажные установки. Они осуществляют формирование внестудийных ТВ-программ для их передачи в прямом эфире или в предварительной видеозаписи. Сюда в первую очередь следует отнести использование таких средств для освещения различных актуальных и масштабных событий, которые происходят, например, в рамках города, региона, отдельной страны или всей планеты.
Следует особо отметить, что если в XX веке для вещательного телевидения нашей страны характерными были двухмерные черно-белые (с 1931 г.) и цветные ТВ-изображения (с 1967 г.), то начало XXI века характеризуется появлением и продвижением на рынке услуг трехмерного (объемного) видеоконтента, в том числе и для целей вещания.
Вопрос о переходе к цифровому ТВ-вещанию многократно обсуждался на региональном уровне между различными администрациями связи и бюро радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ). В результате проведенной работы по данному вопросу были выработаны основополагающие положения и рекомендации [6, 9]. Одним из главных положений этих рекомендаций является следующее. В качестве компромисса было предложено рассмотреть установление разных дат переходного периода для различных стран планеты и диапазонов частот. В результате продолжительных обсуждений было принято следующее решение. Переходный период начинается 17 июня 2006 года и заканчивается для:
Реализация вышесказанного для РФ предусматривает выполнение ряда организационных, технических, правовых и иных мероприятий:
В каждой отдельной стране нашей планеты (исходя из ее площади и числа проживающих людей) наметились свои тенденции и подходы к развитию систем эфирного, кабельного или спутникового телевидения. Для больших городов (территорий с большой плотностью населения) кабельное телевидение имеет тенденцию широкого самостоятельного развития в силу своей большей многоканальности и интерактивности.
Литература
Продолжение следует
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2012
Посещений: 17054
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций