В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Борис Певзнер
Бывший начальник лаборатории ВНИИ телевидения, к.т.н. (Пенсильвания, США)
Разработка ПТС (передвижных телевизионных станций) всегда отличалась от разработки аппаратных для телецентров - в ней было гораздо больше чисто конструкторских проблем и более широк круг решаемых вопросов: от разработки радиолинии до создания специального транспортного средства. Первые отечественные ПТС были разработаны во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевидения (ВНИИТ, Ленинград) под руководством Алексея Аркадьевича Сапожникова при участии А.И. Сидорова и B.C. Полоника. Затем все работы по ПТС были переданы на ленинградский завод "Волна", который изготовлял аппаратуру для телецентров, разработанную во ВНИИТе. На базе этой аппаратуры СКБ завода "Волна" осуществляло самостоятельную разработку ПТС.
Близилась 50-летняя годовщина Октябрьской Революции, и все министерства и ведомства готовили свои предложения: какими подарками встретить эту дату. Кому-то из руководства нашего Министерства промышленности средств связи (МПСС) пришла в голову мысль, что неплохо было бы показать юбилейные торжества с Красной площади по цветному телевидению. Как обычно, решение это приняли слишком поздно, так что, когда ВНИИТ получил такое задание, для его реализации оставалось менее года, а практически работы были начаты лишь в феврале 1967 г. Но и объем предстоящих работ тоже, как это обычно бывает, представлялся гораздо меньшим, чем оказывалось на самом деле. Так что, когда начальник отдела предложил мне эту работу, я охотно взялся за нее, меня привлекала разработка этого самостоятельного замкнутого комплекса, к тому же создававшегося в стране впервые, без прототипов. В эксплуатации была тогда ПТС-3, и только что заводом "Волна" была выпущена усовершенствованная ПТС-ЗУ, но обе они были для черно-белого ТВ и относились к первому поколению (аппаратура на радиолампах). Какие-либо описания зарубежных цветных ПТС еще не появлялись. Аппаратура на транзисторах лишь заканчивалась разработкой, и первые ее комплексы предназначались для гигантского Общесоюзного телецентра (так его называли, пока он не получил своего странного официального наименования Телевизионный технический центр, ТТЦ), который строился в Останкино и должен был начать свои передачи к той же 50-й годовщине. Но это тоже была аппаратура черно-белого ТВ, две первые цветные студии предполагалось там ввести позже, так что готовых блоков цветного ТВ, которые можно было использовать, еще не существовало.
За 8 месяцев спроектировать, изготовить, собрать и настроить первый в стране комплекс цветного ТВ (до этого были лишь лабораторные образцы) было весьма сложно. Хотя и эта ПТС должна была быть лишь опытным образцом, то есть не шла в серийное производство, но она предназначалась для реальной работы - ведения передач в эфир. Единственным путем ее быстрого создания было базирование в максимальной степени на серийной "черно-белой" ПТС.
На заводе "Волна" все кабинеты заводоуправления были обставлены мягкими автобусными сиденьями. ПТС делались на базе пассажирского городского автобуса ЛИАЗ-158, и было намного дешевле покупать серийные автобусы и снимать с них сиденья, чем заказывать автобусному заводу экземпляры без сидений. Начальник СКБ завода В.Г. Грачев с интересом взялся за создание цветной ПТС и поручил эту работу ведущему инженеру Юрию Львовичу Левизу, начальнику лаборатории Николаю Николаевичу Николаеву и начальнику конструкторского отдела Ольге Николаевне Степановой. Сразу скажу, что работать с этими смежниками было очень приятно.
Мы разделили работу таким образом: завод поставляет нам основной автобус с аппаратурой радиолинии, радиостанцией служебной связи и оборудованием электропитания переменным током. ВНИИТ изготавливает всю ТВ-аппаратуру, устанавливает ее в автобус и настраивает весь комплекс. Второй автобус со штативами, кабелями и другим вспомогательным оборудованием полностью изготавливает завод. Звукового оборудования решили вообще не делать, а использовать отдельную звуковую передвижку.
Во ВНИИТе ведущим инженером заказа, тянувшим всю эту махину через производство и сборку, была Людмила Алексеевна Клярицкая, она продолжила эту работу и на ПТС "Лотос". Кодирующие устройства и часть общих схем разрабатывала опытный инженер Мина Дмитриевна Лебедева.
Ключевым вопросом, определявшим, быть или не быть, являлись передающие камеры. Наши первые цветные камеры, использованные ВНИИТом в лабораторном комплексе в 1950-е гг., для передвижки не годились из-за больших размеров и веса, а их разработчик Виктор Иванович Балетов недавно умер, и заменить его было некем. Но была экспериментальная камера "Спектр-4", разработанная в Московском телевизионном институте (МНИТИ) А.И. Разиным и В.А. Булдаковым, и мы обратились к директору МНИТИ Сергею Васильевичу Новаковскому. Доработать камеру для использования в ПТС (модель "Спектр-4П") он поручил лаборатории Чижикова, где ведущим инженером назначили Ольгу Федоровну Миронову. Вот они и потрудились над входившими в состав ПТС тремя камерами, доработав их, проведя через производство и доведя до нормальной эксплуатации. А камерный канал (видеотракт, в котором проводится сложная обработка трех цветовых видеосигналов с камеры) разработала для этих камер инженер ВНИИТа Инна Александровна Воробьева.
Цветные мониторы для ПТС разработало СКБ завода им. Козицкого (Ленинград) - лаборатория Романа Григорьевича Британишского, в которой создавались телевизоры "Радуга". Учитывая новизну цвета в ТВ, мы решили в каждом камерном канале поставить цветной монитор, хотя в студиях еще много лет ставили черно-белые. В первых же передачах это решение себя оправдало.
Важным вопросом был выбор схемы видеотракта ПТС. Микшера для цветного ТВ, даже самого простого, еще не было, и приходилось довольствоваться коммутатором, то есть быстрым переключением камер. Надо было решить, где превращать сигналы трех цветов, поступающие с камерных каналов, в сигнал системы СЕКАМ - на выходе каждого канала или уже после коммутатора, на входе радиолинии. Кодирующие устройства СЕКАМ были еще в новинку для нас, специального прибора для их настройки пока не было. При переключении с одной камеры на другую можно было ожидать скачка цветопередачи из-за неидентичной настройки кодеров. По этим причинам решено было поставить одно кодирующее устройство СЕКАМ (с "горячим" резервом) на выходе коммутатора каналов. Это сократило число кодеров, но привело к усложнению коммутатора. Инженер Александр Александрович Левитский, предложив оригинальное техническое решение, разработал требуемый трехсигнальный коммутатор, надежный и с небольшими габаритами.
Мне приятно отметить, что свою работу начинали на ПТС-ЦТ талантливые молодые инженеры ВНИИТа, ставшие в дальнейшем видными специалистами и руководителями: Евгений Иванович Довгер (видеотракт), Алексей Борисович Юхнев (синхронизация), Валентин Аркадьевич Ефимов (конструирование).
Интересным делом для меня была разработка системы телеуправления. Тогда эта система была весьма простой, не использовала адресного кодирования команд и строилась по принципу -каждая команда по отдельному проводу. Для ее построения надо было хорошо знать технологию работы ПТС и руководствоваться элементарной логикой. Так что нарисовали эти схемы мы втроем с молодыми специалистами отдела телеуправления Светланой Головичер и Валей Поповой. Потом им, бедным, пришлось немало повозиться с этими сотнями проводов в автобусе, отыскивая короткие замыкания на землю. "Минус на земле" - это был бич всех многопроводных систем телеуправления 1-го и 2-го поколений.
Когда аппаратура была установлена в автобусе и смонтирована, художники из группы технической эстетики, недавно созданной во ВНИИТе, нанесли на корпуса автобусов гордые надписи "Цветное телевидение" - они это выполнили по трудовому соглашению, которое мы заключили, преодолев упорное сопротивление отдела труда и зарплаты. (Руководителю заказа было проще заплатить сто тысяч рублей по безналичному расчету смежной организации, чем одну тысячу наличными из кассы живому человеку.)
Закончив свою часть комплексной настройки, мы выехали в Москву в МНИТИ за камерами. Автобусы были поставлены во дворе института, и снова закипела работа. Настройка двигалась медленно, а 7 ноября приближалось быстро.
Однажды меня вызвал директор МНИТИ СВ. Новаковский, и, когда я вошел к нему в кабинет, он, стоя, торжественным голосом объявил мне: "Борис Моисеевич, поздравляю вас! Принято решение показывать через нашу ПТС юбилейное заседание Президиума Верховного Совета, ЦК КПСС и Совета Министров СССР". Первым моим чувством было недоумение - с чем же тут следует меня поздравлять? Затем появилась мысль, что заседание-то будет 4 ноября, то есть время настройки аппаратуры сокращается на три дня, а нам и к 7-му дай бог успеть. И, наконец, возникло практическое соображение, которое я и высказал: а будет ли в зале заседаний достаточно света для наших камер? Отличное качество изображения требует освещенности на объекте 1500-2000 люкс, а когда объектами являются члены Политбюро, ни о каком другом качестве речи быть не могло. На Красной площади, да еще солнечным утром, о свете мы могли не беспокоиться, но что будет в зале? Сергей Васильевич сразу разделил мои опасения, тем более что камеры были разработаны в его институте. Он сказал, что назначено заседание ВПК специально по этой передаче, и там все и решится.
ВПК (Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР) руководила всеми министерствами, хоть как-то участвующими в создании военной техники, и по своему влиянию в промышленности не уступала ЦК КПСС. Она располагалась в здании Совмина, так что я сподобился попасть на совещание в Кремль. Вел заседание заместитель председателя ВПК Леонид Иванович Горшков, человек известный и весьма уважаемый. Это он решал постоянные разногласия между ведомствами, когда одно министерство пыталось заставить другое что-нибудь для него сделать. В его просторном кабинете на полу стоял огромный, больше ме-тра диаметром, глобус, ясно показывая, что здесь решаются и глобальные вопросы, а не только ведомственные споры.
На то памятное заседание приехали наш министр В.Д. Калмыков и председатель Гостелерадио СССР Н.Н. Месяцев. Когда СВ. Новаковский и я доложили, что для нормальной работы в зале нам требуется такая-то освещенность, сразу возникла проблема. Месяцев указал, что на этот счет существуют специальные нормы, которые запрещают давать на членов Политбюро слишком большой свет, чтобы они чувствовали себя комфортно и чтобы у них не выступал пот на лицах. Источниками света в залах служили тогда мощные лампы накаливания, излучавшие ощутимый поток тепла; в первых ТВ-студиях это было серьезной проблемой. Не помню точно, какая была названа допустимая норма, что-то около тысячи люкс, но явно ниже того, что нам требовалось. Неожиданно для меня возник также вопрос: а что там передавать в цвете? Черные пиджаки и белые рубашки? Так ли уж в этом случае нужно цветное телевидение? Да и кто будет его смотреть, когда цветных телевизоров еще в продаже не было? Правда, в общественных местах, в клубах, в витринах на улице Горького были выставлены цветные телевизоры для показа опытных передач, но их было мало.
Л.И. Горшков не мог самостоятельно отменить цветную передачу, и он пошел в соседний кабинет за своим начальником. Пришедший с ним председатель ВПК Л.В. Смирнов, он же заместитель председателя Совмина СССР, ознакомившись с проблемой, принялся звонить по телефону. Видимо, и его высокого положения было мало, так как он обратился к Д.Ф. Устинову, бывшему тогда секретарем ЦК КПСС. Устинов никому больше звонить не стал и дал свое согласие. Решение о передаче юбилейного заседания по цветному ТВ было отменено, а СВ. Новаковский тут же получил указание провести разработку новых камер с более высокой чувствительностью.
За несколько дней до праздника автобусы выехали на место передачи. Их установили сбоку от трибун, рядом со Спасской башней. Кабель питания мы протянули через маленькое окошечко в подземную силовую аппаратную, которая размещалась под трибунами. Цветной монитор вынесли на длинном кабеле в Сенатскую башню кремлевской стены, что позади Мавзолея. В ней находится маленькая комната, сквозь которую идет подземный переход из Кремля в Мавзолей, и стоящие на трибуне
Мавзолея иногда по одному спускаются туда погреться и закусить (во время парадов там накрывается стол со всякой снедью). Вот у этого стола и поставил свой монитор инженер завода им. Козицкого Евгений Борисович Февралев (только ему и оформили пропуск в эту башню). Пусть власть предержащие посмотрят наше цветное ТВ.
Мы готовили аппаратуру к передаче, а фактически - еще заканчивали комплексную настройку на Красной площади и каждый день работали допоздна. По вечерам у автобуса собирались большие группы гуляющих, через окна они смотрели на мониторы, на невиданное раньше цветное ТВ, а когда мы стали задергивать занавески, люди требовательно стучали по стенкам, пока мы не открывали окна обратно.
Одну из камер установили перед Мавзолеем, две другие - перед трибунами. Лишь одна камера была с вариобъективом, тогда большой новинкой, две другие были с турелями, по 5 объективов на каждой. Когда уже в процессе передачи оператор направил самый длиннофокусный (1000 мм) объектив на трибуну Мавзолея, к нему немедленно подбежал офицер: "Уберите вашу пушку!" Но, посмотрев смену объективов на видоискателе камеры, успокоился.
7 ноября вести передачу пришел режиссер Д.Г. Кознов, уже работавший с нами в опытной аппаратной цветного ТВ, а потом появился и главный оператор Центрального ТВ А.Г. Аронов. Я тоже сидел рядом с ними в автобусе, и когда во время демонстрации на каком-либо из камерных мониторов появлялась особенно выигрышная цветная картинка, например связка разноцветных воздушных шаров над праздничной колонной, я просил включать эту камеру в эфир и огорчался, когда они делали по-своему. В конце концов Аронов сказал мне назидательно (помню до сих пор): "Мы показываем не красивые картинки, а единение народа с партией и правительством." Интересно, что в своих недавно опубликованных воспоминаниях Кознов пишет, что в этой ПТС-ЦТ было четыре камеры, когда их было только три. Видимо, увлеченный эффектом цвета, он не ощущал недостатка камер, ведя передачу.
Передача шла гладко, аппаратура работала без сбоев. Но во время парада, когда на площадь вступили колонны танков и земля затряслась, изображения со всех трех камер задергались, пошли волнами и стали совершенно непригодными. Этот неожиданный эффект вполне можно было и предусмотреть, но никто не подумал, что он может проявиться с такой силой. Это был микрофонный эффект /курсив автора/, присущий передающим трубкам типа суперортикон, в которых позади
фоточувствительной мишени натянута металлическая сетка, причем зазор составляет лишь доли миллиметра при диаметре мишени 50 мм. Вибрация этой сетки при тряске камеры и вызывает сильные искажения изображения. Избавиться от этого дефекта камер на суперортиконах было невозможно, и в дальнейшем мы избегали съемок в условиях сильной вибрации. К счастью для цветного ТВ, в это время уже были созданы новые трубки - плюмбиконы, лишенные микрофонного эффекта и других серьезных недостатков суперор-тикона, так что в следующих моделях камер эта проблема отпала. Когда танки прошли, изображения снова стали нормальными.
После окончания демонстрации мы принялись быстро свертывать ПТС, так как назавтра была назначена следующая передача. Я стоял на крыше автобуса, снимая антенну радиолинии, когда меня окликнули снизу. Это оказался телезритель, живший неподалеку, который пришел на площадь специально, чтобы встретиться с нами и рассказать, что у него есть опытный цветной телевизор и он только что посмотрел всю передачу с Красной площади; он был радостен и возбужден и горячо нас всех благодарил. Мы все тоже были радостны и возбуждены, ведь боевое крещение нашей ПТС-ЦТ прошло успешно.
В дальнейшем мы передавали футбольный матч с нового стадиона в Лужниках, зрелище оказалось красочным. Здесь камеры были впервые вынесены на максимальную длину своих кабелей, и их работу это не нарушило. Вполне удачны были показ цирковой программы из спортивного клуба на Ленинградском проспекте и показ конкурса бальных танцев из Дома ЦСКА. Провели и еще две передачи с Красной площади: первомайского праздника 1968 г. и торжеств по случаю юбилея Всесоюзной пионерской организации.
В общем, эта опытная передвижка немало потрудилась как единственное в стране средство внестудийных цветных ТВ-передач в 1967-68 гг. Но главное, она помогла приобрести опыт, совершенно необходимый для разработки "настоящей" ПТС для серийного производства.
В качестве последнего задания наша опытная ПТС-ЦТ была направлена в ГДР на знаменитую Лейпцигскую ярмарку. Очень небольшой коллектив наших инженеров во главе с М.Д. Лебедевой хорошо справился с демонстрацией своего экспоната на ярмарке и вернулся домой с золотой медалью за экспонат.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2008
Посещений: 14278
Автор
| |||
В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций