В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Владимир Маковеев
Заместитель председателя редакционного совета
Минувшим летом у меня случился разговор с молодым театральным деятелем, который советовался, как можно перестроить дотоле мне неизвестный московский театр посовременнее. Блистая эрудицией, он упирал на мнение Питера Брука о том, что "театр может помещаться даже в лифте". Потом выяснилось, что у театра попросту нет денег на ремонт зрительного зала, и у режиссера возникла идея попробовать работать прямо для телезрителей - поставить несколько телекамер и арендовать телеканал у одной из кабельных компаний.
Мне вспомнилась давняя встреча по почти аналогичному поводу со знаменитым кукольником Сергеем Образцовым.
В начале осени 1977 года в моем кабинете директора ВНИИТРа, к восторгу сотрудниц секретариата, вдруг появился необычный гость - директор Центрального театра кукол Сергей Образцов. Поздоровавшись и осмотревшись, он сразу же приступил к делу: "Я пишу книгу о влиянии радио и телевидения на различные жанры театрального искусства. Она называется: "Эстафета искусств". Глава о радио в ней называется "Музыкальная диффузия", для главы о телевидении названия еще нет. По совету наших общих знакомых я хотел бы просить вас просмотреть рукопись на предмет наличия там глупостей по технической части. Если не возражаете, то рукопись вам привезут сегодня, а когда будете готовы, милости прошу ко мне в гости "под куранты!". Отхлебнув из вежливости чайку, он привычно заторопился, и я проводил его до лифта.
Рукопись я прочел в тот же вечер; серьезных огрехов по части техники там не было, а те, что были, - создавали для книги своеобразный "шарм". В тексте совсем не чувствовался уже привычный для меня в подобной литературе "страх художника перед техническими монстрами". Для порядка и делового разговора я приготовил для автора записку с несколькими предложениями, а также десяток книг, содержавших аналогичные размышления. Сообщив Образцову о готовности к разговору, я получил немедленное приглашение приехать. Проезжая через площадь Маяковского, я вспомнил популярную эстрадную шутку тех лет о театральных юбилеях: "К юбилею "Сатиру" обнесли мрамором, Образцову повесили куранты, а "Современник" совсем снесли"! (Имеется в виду старое здание этого театра на площади Маяковского.)
Образцову, как мне показалось, доставило удовольствие мое некоторое обалдение от его кабинета, превращенного в зимний сад с летающими свободно птичками. Услышав мою устную рецензию, он полистал принесенные книжки, пообещав обязательно вернуть, и начал так (цитирую по памяти почти дословно): "После знакомства с рукописью, вам будет проще оценить мои идеи по поводу грядущего сближения театра и телевидения. Из всех искусств я самым высоким считаю церковь - имен-1 но она на протяжении тысячелетий ссорила народы и умиротворяла их, удовлетворяя все духовные потребности людей. И ни одно другое искусство не | могло с ней соперничать, ни литература, ни музыка, ни театр, более того, они все служили религии! Только кино смогло поколебать могущество религии: в Италии в наше время можно найти человека, который ни разу не был в церкви, но нет человека, ни разу не бывшего в кино. Мне совершенно ясно, что телевидение в своем развитии будет еще сильнее. Ведь все жанры современного театра -лишь агония устаревших формаций. Балет гибнет на глазах, а мы открываем балетные школы! В большом городе в оперу приходит шесть человек, aj мы строим оперные театры! Поймите, я не против балета, не против оперы! Я за телевизионный балет, за телевизионную оперу! Мы в своем театре уже начали сближение с телевидением. У нас подготовлен новый спектакль "синтетического жанра" под названием: "Говорит и показывает Центральный театр кукол". Завтра премьера, вот вам два билета, если сможете - приходите".
Тут мелодично звякнул какой-то сигнал, и кабинет стал заполняться людьми. Хозяин кабинета, прощаясь, пообещал обязательно подарить книжку | с автографом. Примерно через полгода я такую книгу получил, но, прочтя, расстроился: идеи автора по поводу, как бы теперь сказали, "конвергенции театра с телевидением" были изложены значительно менее радикально. Кстати, посмотрев рекомендованный спектакль с весьма интригующим названием, я не нашел в нем ничего мятежного или специфически телевизионного. И дошло до меня, что большой фантазер и выдумщик Образцов на самом деле являлся еще и большим реалистом.
Теперь я уверен, что недавний гость мой вовсе не начитался книжек Образцова, а дошел до таких | же идей самостоятельно! Очень внимательно выслушав мое изложенное выше повествование, молодой режиссер исчез и больше не появлялся, хотя, по слухам, идею свою пока не оставил. Искрен-| не желаю ему успехов!
Но есть повод для размышлений, что это: конгениальность или веление времени?
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2009
Посещений: 10868
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций