Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Тенденции развития региональных телевизионных рынков России

В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Тенденции развития региональных телевизионных рынков России

Елена Злотникова
Вице-президент НАТ, заместитель генерального директора ГТРК "Культура"

Елена ЗлотниковаНа прошедшей в марте этого года коллегии МПТР России, посвященной итогам работы министерства в 2002 году и основным задачам на 2003 год, для обсуждения основного доклада на трибуну поднимались специалисты различных направлений отрасли. Их выступления вызывали живейший интерес Елена Злотникова Вице-президент HAT, заместитель генерального директора ГТРК "Культура" зала. Но сообщение Елены Злотниковой, вице-президента НАТ, зал слушал с особым вниманием. Причина в том, что цифры и факты, приведенные ею в докладе, далеко не однозначны и требуют дальнейшего осмысления. Поэтому мы решили не только опубликовать доклад, но и попросили Елену Арнольдовну прокомментировать его, рассказать о сегодняшнем положении телерадиовещательной индустрии

Основной тенденцией, которая прослеживается на крупных телевизионных рекламных рынках России в 2002 году, является опережающий рост региональной рекламы, достигшей наибольшего значения за весь период развития современного отечественного рекламного рынка. Докризисный уровень в $440 млн в 2002 году был перекрыт более чем на половину, и региональные рекламные бюджеты достигли отметки в $700 млн1.

За последние два года значительно увеличились позиции региональных рекламных бюджетов на телевидении, причем это объясняется как ростом рекламных усилий местных региональных рекламодателей, так и перераспределением рекламных бюджетов общенациональных рекламодателей с федеральных и сетевых телеканалов в пользу регионов. Данное явление стало наблюдаться начиная со второй половины 2001 года и достигло своего пика в прошедшем 2002 году. Здесь следует выделить достаточно интересный момент.

После того, как в сентябре-октябре 2001 года общенациональные телеканалы стали значительно поднимать цены на размещение рекламы, большая часть рекламодателей постепенно начали либо уходить в другие медиа (радио, наружная реклама, журналы), либо переходить на размещение рекламы в регионах. Но цены продолжали расти, и уже крупные (а отчасти и крупнейшие рекламодатели) стали подумывать о смещении своей рекламной активности с общенационального телевидения на региональное.

Но сместив бюджеты на региональное телевидение, рекламодатели усилили давление на региональные рынки и тем самым спровоцировали рост цен на размещение рекламы и здесь. При этом если заметный рост цен на общенациональном телевидении начался в сентябре-октябре 2001 года, то на московском телерекламном рынке — в начале 2002 года, а на региональных — со второго квартала 2002 года. Все это привело к опережающим темпам роста региональных рекламных рынков: весь телерекламный рынок в 2002 году вырос на 76%, в том числе общенациональный на 73%, московский региональный — на 88%, прочие региональные рынки — в целом на 91%. Соответственно и доля региональных рекламных бюджетов на телерекламном рынке возросла с 16% в 1999 году до 21% в 2002 году.

Телерекламный рынок будет и дальше развиваться опережающими темпами и в ближайшие два-три года его доля, скорее всего, составит до половины всего медиарекламного рынка страны, а в абсолютном исчислении он достигнет $2 млрд.

По данным исследовательского центра агентства ВИ, в 2002 году в целом региональный телерекламный рынок можно оценить примерно в $190 млн. При этом $60 млн приходится на московский региональный телерекламный рынок, около $20 млн - на петербургский и еще порядка $110 млн — на остальные региональные рынки вместе взятые. Вслед за "северной столицей" идет целая группа крупнейших региональных центров с серьезными рекламными бюджетами. Так, телерекламный рынок Новосибирска оценивается в $8-$10 млн, Екатеринбурга, Самары и Красноярска — в $7-$8 млн, Нижнего Новгорода и Ростова — в $5-$7 млн.

Перспективы развития региональных рекламных рынков видятся весьма оптимистичными. Это объясняется, во-первых, тем, что большинство крупнейших рекламодателей либо уже выделяют на региональную рекламу от 5 до 20% совокупных рекламных бюджетов (продолжая все-таки делать основной акцент на общенациональные кампании), либо предполагают это сделать в ближайшее время. Во вторых, стабильное экономическое развитие страны позволяет достаточно активно развиваться среднему и мелкому бизнесу, а тот, в свою очередь, энергично вкладывает деньги в рекламу, причем прежде всего на региональном уровне. Цифры прогнозов объема региональной телевизионной рекламы на 2003 год составляют $300 млн, в том числе $90 млн — московские региональные каналы и $210 млн - все прочие региональные рынки.

При сохранении нынешних тенденций темпы роста региональной рекламы будут оставаться наиболее высокими, и в 2005 Таблица 1. Рекламные бюджеты различных групп телеканалов в 1999-2003 гг. (млн. долл.)году доля бюджетов рекламодателей, расходуемых на телевизионную рекламу в регионах, составит до 25-27%, что позволит выйти на суммарный объем телевизионных рекламных бюджетов в $450-$500 млн.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на крупных региональных рынках уже возникли экономические предпосылки развития телекомпаний на основе бизнес-моделей, и ценность их (рыночная стоимость) определяется не только частотным или политическим ресурсом, но и такими активами, как клиентская база рекламодателей (долгосрочные рекламные бюджеты), производимый продукт, современное оборудование, региональная сеть распространения, профессиональные кадры, здания и сооружения.

Подтверждением этой оценки может служить следующая информация.

Техническое перевооружение телекомпании

По данным крупнейших производителей и дистрибьюторов вещательного оборудования (большинство из которых являются ассоциированными членами HAT и ежегодно принимают участие в организуемой HAT по эгидой МПТР выставке телерадиовещательного оборудования TRBE ), объем финансовых средств, затраченных региональными телекомпаниями на техническое перевооружение в 2002 году, составил около $60 млн. При этом анкетирование руководителей более 800 телекомпаний, проведенное АНО "Ин-терньюс", показало, что на сегодняшний день:

  • телекомпаний, у которых все оборудование цифровое, — 230, или 27%;
  • телекомпаний, работающих частично на цифровом оборудовании, — 400, или 48%.

Качество контента

Вместе с общим ростом объемов региональных рекламных рынков произошел и заметный рост цен на региональную рекламу. Теперь, чтобы успешно конкурировать, Таблица 2. Темпы роста рекламных бюджетов разных групп телеканалов в 1999-2003 гг. (%)нужно улучшать качество программного продукта. Учитывая, что сегодня зритель требует от региональных программ качества, соответствующего уровню федеральных каналов и сетей, текущие затраты региональных компаний на производство программ существенно возросли. Возникла необходимость дополнительных расходов на обучение персонала (в первую очередь режиссеров и операторов), автоматизацию производства, оплату социологических исследований, направленных на изучение тематических предпочтений зрительской аудитории.

Лидерами программирования по-прежнему являются информационные программы. Телекомпаний, которые производят свои информационные программы, всего 700 (-90%), из них ежедневные новости выпускают 250 ТК (30%). Собственные спортивные программы производят 300 телекомпаний (35%). Телекомпаний, производящих свои детские программы, порядка 250 (30%).

Лучшие публицистические программы все чаще становятся призерами региональных и национальных фестивалей и конкурсов.

Следует отметить и значительный объем коммерческого вещания (предпредставительские фильмы и программы). Это хорошая поддержка рынка крупными корпорациями и градообразующими предприятиями.

Большой объем продукта, в том числе социального направления, делается по заказу региональных и муниципальных властей. При этом следует иметь в виду, что власти, заказывая социальную тематику, в ответ рассчитывают на политическую лояльность компании, а порой и жестко требуют этой отдачи.

Сети распространения региональных телепрограмм за пределами областных центров

Еще одна интересная тенденция, возникшая в 2001 году и получившая развитие в 2002 году, — это организация сетей распространения региональных телепрограмм Таблица 3. Доли отдельных групп телеканалов по объемам рекламных бюджетов в 1999-2003 гг. (%)(как правило, вместе с сетевыми партнерами) за пределами крупных областных центров с использованием цифровых спутниковых каналов связи. Такие сети организуют как региональные ГТРК (в Тверской области, Хабаровском крае, Омской области), так и крупные негосударственные телекомпании ("Южный Регион" в Ростовской области, ИТА "Губерния" в Хабаровском крае, Тюменское региональное радио и телевидение и ТК "Ладья" в Тюменской области, "Норд" в Ханты-Мансийском округе, "Евразия" в Свердловской области), а также каналы, созданные областными и республиканскими властями (областное телевидение Свердловской области, телерадиовещание Республик Коми, Башкортостана и Татарстана, Ханты-Мансийского округа ("Югра"), Республики Горный Алтай, Краснодарского края, Ростовской и Новосибирской областей). В стадии реализации проект организации телерадиовещания Оренбургской области. Развиваются проекты, которые можно назвать телерадиовещанием федеральных округов - "Сибирь-ТВ" в Сибирском ФО и "Ермак" в Уральском ФО.

Таким образом, более чем в 20 субъектах РФ уже установлено около 700 цифровых приемных спутниковых станций и дополнительных телевизионных передатчиков, обеспечивающих распространение телевизионных программ, создаваемых в столицах субъектов РФ (то есть на крупных рынках), в малых городах и населенных пунктах, расположенных на территориях этих субъектов.

Техническая возможность приема программ, передаваемых в эфире , непосредственно зрителям

Эта проблема существует практически на всех рынках и особенно остро стоит в тех городах, где строительство кабельных сетей находится в начальной стадии, а состояние парка коллективных антенн не позволяет обеспечить качественный прием эфирных телеканалов, распространяемых в ДМВ-диапазоне.

Чтобы зритель увидел программу на своем телевизоре, недостаточно покрыть территорию РФ вещанием с помощью спутника либо доставить ТВ-сигнал с помощью радиорелейных линий, разработать частоту и получить лицензию на вещание в конкретном городе, разместить на телевизионной башне передатчик и антенну, установить спутниковую станцию телевизионного приема, подать принятый телевизионный сигнал с помощью наземной спутниковой станции или кабеля на передатчик. Таблица 4. Прогноз развития российского медиарекламного рынка в 2002-2005 гг. (млн. долл.)Нужно еще, чтобы конкретный телезритель смог получить телевизионную программу (сигнал) с передатчика у себя в квартире, а он может получить ее либо на комнатную антенну, либо через систему коллективного приема, либо с помощью оператора кабельного телевидения.

На комнатную антенну не всегда можно получить ТВ-сигнал хорошего качества, а кабельные операторы заинтересованы в получении доходов и порой устанавливают достаточно высокую для малообеспеченных людей абонентную плату. Поэтому самым оптимальным способом из всех перечисленных является вход ТВ-сигнала в квартиру с помощью систем коллективного приема.

Следовательно, возможность получения ТВ-сигнала телезрителем и его качество зависят от состояния этих систем, принадлежащих коммунальному хозяйству конкретного города. Деньги на реконструкцию или строительство этих систем выделяются из городского бюджета, и расходы эти могут быть осуществлены только по решению местных администраций.

Примеры участия городских властей, так же как и крупных градообразующих предприятий, в строительстве современных приемных распределительных сетей уже существуют. Так, в Ярославле городская сеть кабельного телевидения охватывает 90% населения города. Аналогичная ситуация в городах Тольятти и Волжском.

Сегодня в большинстве городов возможность устойчивого приема эфирных каналов ДМВ-диапазона, обеспеченная всеми тремя перечисленными выше техническими средствами доставки сигнала, составляет не более 40-50%. По данным АКТР, процент населения, принимающего телевизионные программы с помощью средств кабельного телевидения, на крупных и средних телевизионных рынках (города с населением более 100 тыс.) находится в пределах 10-12%. На малых рынках этот показатель несколько выше и составляет 20-25%.

Развитие телевещания по регионам происходит также неравномерно. Так, 30% выданных лицензий приходится на Московскую, Ленинградскую, Свердловскую, Владимирскую и Калининградскую области. На эти же регионы, Москву и Санкт-Петербург приходится более трети всех лицензий. Технический уровень сетей КТВ также относительно выше в указанных регионах. Однако в целом по стране картина довольно пестрая: в региональной столице услуга может предоставляться с использованием систем коллективного приема телевидения, а в небольших провинциальных городах, выросших вокруг крупных производств, — на основе современной мультисервисной интерактивной сети.

Возникновение практически во всех крупных городах конкуренции (во многом пока только потенциальной) вынуждает компании на базе систем коллективного приема телевидения модернизировать сети до уровня приема всех эфирных программ в регионе — наиболее востребованного населением контента. Качество предоставления услуги в данном случае ниже, чем во вновь создаваемых мультисер-висных сетях КТВ, но меньше и абонентская плата, что делает эти сети конкурентоспособными на данном уровне развития кабельного телевидения, платежеспособности населения и качества предоставляемого телеконтента. Именно такие, минимально модернизированные сети, пропускная способность которых обеспечивает возможность доведения до абонентов не более 12-16 телеканалов, составляют сегодня большинство лицензированных сетей кабельного телевидения. По оценкам АКТР, доля многопрограммных сетей КТВ, способных доставлять абонентам свыше 20 телепрограмм, составляет около 20-25% всех функционирующих сетей.

На многих крупных рынках уже сегодня в эфире распространяются десять и более телеканалов, заинтересованных в доведении своего сигнала с хорошим качеством до абонентов. Поэтому следует ожидать, что по мере расширения технического охвата вышеупомянутых "минимально модернизированных" кабельных сетей с ограниченной пропускной способностью для новых телекомпаний, осваивающих ДМВ-каналы в регионах, так же как и для новых сетей, вещающих со спутника и стремящихся к созданию региональной зрительской аудитории, возникнет серьезная проблема конкурентного вхождения в эти сети.

Отметим, что без необходимости модернизировать сети до уровня распределения десятка телепрограмм (в том числе спутниковых), оператору не нужно получать лицензию на право трансляции телепрограмм по сети кабельного телевидения. Для обслуживания систем "антенна на подъезд" или "антенна на дом", способных доставлять 5-6 программ, как известно, лицензия Минсвязи России не нужна, поскольку распределение телепрограмм с помощью таких систем относится к бытовым услугам.

По оценкам АКТР, ежегодный рост абонентской базы кабельного телевидения в стране составляет всего около 10%. Развитию современных сетей КТВ мешают несколько причин.

1. Российский телезритель не привык платить за телевидение. По результатам опроса, предпринятого одной из газет в связи с анонсируемым проектом закона об общественном телевидении, три четверти респондентов ответили, что готовы мириться с телерекламой, только бы не платить за телевидение.

2. Низкая платежеспособность населения. По отзывам ряда операторов, эксплуатирующих "минимально модернизированные" сети в небогатых провинциальных городах, уровень абонентской платы в 20-30 рублей является предельным. Следует отметить также, что льготные категории абонентов составляют от 30 до 60%.

3. Незавершенность формирования нормативной базы подотрасли кабельного телевидения делает бизнес рискованным и препятствует привлечению инвестиций. В результате лишь несколько десятков сетей по всей стране построены с привлечением коммерческих кредитов или частных инвестиций. Большинство же современных сетей создавались на средства градообразующих предприятий или муниципалитетов, для которых сети КТВ не бизнес, а, прежде всего, орудие политики.

Выводы

Оценивая экономический потенциал, техническую базу и уровень производимых программ телекомпаний на региональных телевизионных рынках, можно сделать следующие выводы.

1. Экономический потенциал крупных телевизионных рынков и перспективы их роста создают благоприятные условия для успешного функционирования и дальнейшего развития региональных телекомпаний на основе окупаемости за счет рекламных доходов. В то же время реализация долгосрочных проектов требует привлечения инвестиций.

Учитывая, что одним из главных опасений потенциальных инвесторов является стабильность положения телекомпании на Рисунок 1. Объемы региональной рекламы России в 1998-2002 гг. (млн. долл.)длительный период реализации такого проекта, важнейшим стимулом повышения инвестиционной привлекательности телевизионных рынков безусловно станет принятие нового Закона "О СМИ", в проекте которого срок действия лицензии увеличен до 10 лет, а также предусмотрен еще ряд важных положений, укрепляющих правовую базу телекомпаний и способствующих стабильности их деятельности.

Что касается экономики малых рынков, то здесь финансовый потенциал компаний очень низкий и определяется в основном финансированием со стороны муниципальных властей. Дополнительные средства - это доходы от частных объявлений (бегущая строка), редкие фильмы на заказ, программы поздравлений.

2. В середине 1990 годов отличительной чертой российского рекламного рынка являлась суперконцентрация рекламных бюджетов в Москве - 85-90% всех рекламных затрат приходилось на столицу. Сегодня картина становится другой, и уже можно выделить целый ряд городов, рекламные рынки которых исчисляются десятками миллионов долларов. При этом следует оговориться, что абсолютно корректных данных по регионам на сегодняшний день нет в силу неразвитости рынка маркетинговых исследований в регионах.

3. В связи с тем, что динамика развития региональных телевизионных рынков очень высокая и во многом определяет дальнейшие пути развития отрасли, целесообразно поставить задачу разработки "Комплексной программы развития отрасли телерадиовещания на период 2004-2010 гг."и далее до 2015 г. Заказчиком такой работы, по-видимому, должно выступить МПТР при участии профильных НИИ и профессиональных общественных организаций.

1 — Данные для доклада предоставлены руководителем аналитического отдела "Медиа сервис Видео Интернешнл" профессором В.П. Коломийцем.

Данные для доклада предоставлены агентством "Медиа сервис Видео Интернешнл" и АКТР.

— Елена Арнольдовна, один из тезисов Вашего доклада гласит, что на крупных региональных рынках уже возникли экономические предпосылки развития телекомпаний на основе бизнес-моделей. Работая на телеканале ТВ-6, Вы были одним из основателей строительства первой коммерческой телесети России. Вы уже тогда понимали, каков потенциал телевизионного регионального рынка?

— В начале 1994 года перед руководством телеканала ТВ-6 встал вопрос об увеличении зрительской аудитории и создании общероссийской сети. Замечу, что это была первая в стране негосударственная сетевая телекомпания, рискнувшая для распространения своих программ самостоятельно за счет собственных финансовых средств арендовать спутниковый канал. До этого спутниковые каналы связи для распространения программ по территории страны использовались только государственными телеканалами. С целью снижения затрат на аренду спутникового транспондера был выбран 10-й ствол ИСЗ "Горизонт" на позиции 80° в.д., зона обслуживания которого охватывала практически всю страну.

В основу концепции построения наземной сети был положен принцип партнерских взаимоотношений с региональными вещателями. К тому времени существовало уже много региональных телекомпаний, получивших лицензии на вещание и нуждающихся в программном продукте. Нужно было найти способ привлечь их во вновь создаваемую сеть. Поскольку спутник "Горизонт" обладал слабой энергетикой, приемные станции должны были бы быть достаточно большого диаметра (более 4,5 м). Каждая станция стоила около $7000. По тем временам это были очень большие деньги для региональных телекомпаний, поэтому приобретение и установка за счет сети таких станций создавала для телекомпаний дополнительные стимулы для вхождения в эту сеть. Выбирая регионы и телекомпании, где имело смысл тратить средства на создание таких стимулов, мы ориентировались, в первую очередь, на самые крупные города, полагая, что это и есть наиболее перспективные региональные рынки. Однако уже тогда было понятно, что при одном и том же количестве населения рынок Липецка обладал большим потенциалом, чем, например, рынок Калуги. Поэтому необходимость в объективных критериях оценки потенциала регионального рынка.

Таким образом, было установлено 30 спутниковых станций в таких городах, как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Тюмень, Улан-Удэ, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Казань, Уфа, Краснодар, Ярославль, Красноярск, Липецк и др., в результате чего канал ТВ-6 охватил вещанием аудиторию более чем в 25 миллионов зрителей.

Но далее возникла интересная ситуация: построенная нами сеть, охватывающая крупнейшие города нашей страны, увы, оказалась невостребованной рекламодателями. Это произошло, во-первых, из-за отсутствия у рекламодателей интереса к конкретным рынкам, а во-вторых, из-за невозможности объективного и независимого подтверждения характеристик созданной потенциальной аудитории. В те годы в России еще не умели проводить медиаизмерения.

— Да, за прошедший десяток лет отечественная индустрия телерадиовещания сильно изменилась. Но ведь за рубежом наверняка существовал опыт работы сетевых компаний?

— В 1995 году в составе большой делегации российских вещателей в рамках программы российско-американского партнерства мне удалось познакомиться с работой нескольких телевизионных станций, работающих в крупных и средних городах на юге США. Руководители всех телекомпаний, которые мы посещали, начинали свой рассказ одинаково: "В Америке 199 телевизионных рынков. Наш город занимает в этом списке такое-то место, наша телекомпания на рынке имеет определенную долю зрительской аудитории и занимает такое-то место. Доход компании соответствует (или не соответствует) этой доле и этому месту на рынке. Наша задача состоит в том, чтобы доход телекомпании соответствовал (или превышал) показателям доли и места, которое мы занимаем на рынке". При этом во всех городах были станции, работающие с CBS, NBC, ABC и т.д.

— Как складываются отношения телекомпаний с сетевыми каналами в США? Кто кому платит: сетевая компания местной станции или на оборот?

— Платит тот, кому нужна услуга. Если какой-либо город представляет интерес для сетевой компании, то она платит сетевую компенсацию местной станции, потому что заинтересована в своем присутствии на этом рынке. Если рекламный рынок данного города небольшой и не интересен сетевому каналу, то тогда местная станция платит сети за программный продукт.

— И как в свете этой информации Вы оценили ситуацию с телеканалом, где Вы работали?

— Стало понятно, что, хотя во многом мы действовали интуитивно, концепция построения сети и принципы взаимоотношений с региональными партнерами нами были выбраны правильно.

Тогда встал вопрос: почему же сеть, охватывавшая к тому времени практически все крупные и средние города страны, имеющая среди своих партнеров самые успешные и динамично развивающиеся региональные телекомпании и обладающая потенциальной аудиторией более 60 млн зрителей, должным образом не оценивается рекламодателями?

Ответ на этот вопрос смогла дать только Ольга Барская, имевшая в то время уже большой опыт работы с представителями крупнейших зарубежных рекламодателей. Она сказала, что такая ситуация продлится до тех пор, пока эти рекламодатели будут продолжать рассматривать Россию как европейскую страну (с однородной аудиторией и одинаковыми по всей территории страны показателями потребительской активности) и, как следствие, интересоваться только теми телеканалами, которые покрывают вещанием максимально большие территории. И только тогда, когда у рекламодателей возникнет интерес к отдельным рынкам, когда они поймут, что Россия, в отличие от европейских стран, представляет собой совокупность пусть еще малоразвитых, но обладающих большим потенциалом и сильно различающихся между собой региональных телевизионных рынков, тогда и будет востребован потенциал крупных сетевых телекомпаний.

За прошедшие с тех пор 8 лет (на мой взгляд, очень короткий срок) практически вся телевизионная индустрия России (за исключением "Первого канала", НТВ и телеканала "Культура") структурировалась по сетевому принципу. Не вызывает сомнений, что сегодня большинство крупных рекламодателей придают важное значение и выделяют специальные бюджеты для региональных телевиионных рынков.

Мне хотелось бы обратить внимание читателей журнала "Broadcasting" на эту историю, свидетельствующую о том, какими быстрыми темпами в телерадиовещательной России формируются современные рыночные механизмы, тем более, что данное издание обращено именно к топ-менеджерам телекомпаний, а на его обложке появились фотографии людей, с которыми мы когда-то начинали работать.

— Как Вы считаете, сегодня отечественная отрасль вещания находится на подъеме?

— Безусловно, да. И об этом свидетельствуют приведенные выше цифры роста телевизионной рекламы, данные о технологическом перевооружении и росте качества программного продукта.

— О скольких телевизионных рынках в России можно сегодня говорить?

Сегодня в России существует 91 город с населением более 200 тысяч человек, которые рассматриваются рынки с относительно высокой потребительской активностью населения и считаются перспективными для размещения рекламы.

Для индустрии важно иметь как можно более полную информацию о состоянии этих телевизионных рынков: о совокупных рекламных бюджетах, количестве эфирных каналов, распределении зрительской аудитории между ними, реальной технической возможности приема непосредственно в домохозяйствах, перспективах распространения программ, формируемых в этих регионах, о контенте и предпочтениях зрительской аудитории и рекламодателей.

Все эти факторы очень важны, потому что их знание позволяет определить перспективу развития отрасли, дает и сетевым и местным компаниям, работающим на этих рынках, возможность адекватного понимания своего места на рынке, перспектив собственного бизнеса, построения долгосрочных телевизионных проектов и привлечения инвесторов.

— Елена Арнольдовна, многие наши читатели — это операторы кабельных сетей российских городов. В докладе Вы упомянули, что сегодня системы коллективного приема являются оптимальным способом входа ТВ-сигнала в квартиру. Как сейчас обстоят дела с кабельным вещанием?

— Вопросы развития кабельной индустрии в России сегодня чрезвычайно важны. Пока что существует ситуация, при которой кабельная сеть предлагает сетевой телекомпании федерального значения заключить договор о ретрансляции продукта, а та неохотно идет на этот шаг. В этом случае сетевая телекомпания сама Рисунок 2. Динамика роста потенциальной аудитории телеканала определяет цену своего продукта, так как если у кабельного оператора небольшое количество абонентов, то федеральная сеть в нем не нуждается.

В то же время надо учитывать, что абонентская база кабельных сетей в крупных городах развивается очень быстро. Если у кабельной компании действительно серьезные намерения, то к ней придут инвесторы и вложат большие средства в строительство кабельной сети, что позволит охватить вещанием более 50-60% населения города. Вот тогда в переговорах с сетевыми компаниями условия будут диктовать кабельные операторы.

Сегодня 80% кабельных сетей, особенно в крупных городах, можно назвать минимально модернизированными". Это те сети, в основе которых используется старая разводка и диапазон частот до 240 МГц, следовательно, даже при высоком профессиональном уровне эксплуатации подобных сетей, телезритель может получить максимум 16 каналов. Но в большинстве городов на крупных рынках уже присутствует минимум 16 программ, а в Новосибирске, например, уже 18. Это значит, что как только абонентская база минимально модернизированных сетей будет больше 50-60% населения, тотчас же начнется конкуренция между эфирными каналами за то, чтобы попасть в базовый кабельный пакет. Тогда кабельные операторы смогут выбирать, какой телеканал более привлекателен для их абонентов, сами будут назначать цену "за вход" в кабель, а за попадание в пакет кабельных программ придется платить не только сетевым федеральным компаниям, но и региональным эфирным вещателям. Это очень серьезный момент, потому что мы уже знаем, какие в США возникли трения между кабельными и вещательными операторами. Нашим эфирным телекомпаниям нужно не упустить момент и начать переговоры с кабельщиками, пока последние еще в них заинтересованы. Уже сегодня есть ощущение, что в эфире каналов больше, чем может войти в кабельную сеть.

— Вы являетесь заместителем генерального директора ГТРК "Культура" и занимаетесь вопросами развития сети телеканала "Культура". На каком этапе развития находится сеть, и какие существуют проблемы распространения канала?

— В настоящее время потенциальная аудитория телеканала "Культура" составляет 74 млн зрителей, проживающих в 938 городах и населенных пунктах, расположенных на территории 74 субъектов РФ, что составляет 50,6% населения России.

В 2001/2002 году вещание телеканала "Культура" началось более чем в ста российских городах. В их числе Астрахань, Братск, Владивосток, Владикавказ, Воронеж, Краснодар, Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Махачкала, Нальчик, Нижний Новгород, Орел, Самара, Саратов, Петропавловск-Камчатский и др.

Общий прирост потенциальной аудитории в 2002 году, по сравнению с данными на 1 июля 2001 года, составил 26,4 млн зрителей, или 55%.

Значительный рост потенциальной аудитории телеканала "Культура" в 2001-2002 гг. был обеспечен, в первую очередь, за счет перевода доставки программ телеканала на цифровые спутниковые технологии. В результате этого принципиальная возможность получения сигнала телеканала "Культура" существует сегодня практически на всей территории Российской Федерации с учетом часовых поясов. Однако за счет недостаточного развития наземной сети приема и трансляции, телеканал доступен не во всех регионах страны.

В основу разработанной концепции построения государственной телевизионной сети распространения телеканала "Культура" были положены следующие приоритеты.

1. В отличие от коммерческих негосударственных сетей, главная задача которых обеспечить трансляцию своих программ на крупных и средних телевизионных рынках и исключительно в крупных и средних городах (такими на сегодняшний день в России можно считать 164 города с населением более 100 тыс. человек, совокупное население которых составляет 66,3 млн человек или 46% населения России), государственная телевизионная сеть (помимо обязательного присутствия во всех этих городах) должна также обеспечить доведение своих программ до населения малых городов и населенных пунктов, которых в стране более 140 тыс. и суммарное население которых составляет 77,6 млн человек.

2. Необходимость наиболее эффективного и экономного расходования средств государственного бюджета, направляемых на капитальное строительство объектов государственной сети нового поколения, а также последующих расходов по ее эксплуатации требует новых подходов к планированию частот и зон покрытия как спутниковых, так и наземных эфирных каналов, исходя из необходимости, вместо ранее использовавшихся критериев максимального покрытия территории, обеспечить при тех же технических средствах максимальный охват населения.

3. Учитывая, что перевод государственной телевизионной сети со сложной и многопрофильной инфраструктурой на новые цифровые технологии требует длительного времени, необходимо обеспечить преемственность аналоговых и цифровых технологий на переходном этапе, то есть применить гибридные технологии.

Решение именно этих задач предусмотрено поэтапной программой развития сети распространения и трансляции телеканала "Культура" на 2003-2005 гг., разработанной совместными усилиями ВГТРК, ГТРК "Культура" и РТРС и получившей поддержку на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшемся в Кремле 6 февраля 2002 г. Реализация этой программы позволит обеспечить технический охват вещанием телеканала "Культура" не менее 80% населения России по каждому субъекту РФ.

— Как Вы считаете, какого "счастливого мгновения" не хватает для того, чтобы телерадиовещательная индустрия могла и дальше свободно развиваться?

— Крайне необходима программа развития отрасли для того, чтобы сбалансировать интересы телекоммуникационного и телерадиовещательного бизнеса. Как я уже говорила в докладе, заказчиком такой работы должно выступить МПТР при участии профильных НИИ и профессиональных общественных организаций. Но велика в этом и роль экспертов - лидеров регионального телевидения, потому что непосредственное участие и роль этих людей в развития отрасли позволили отечественному телерадиовещанию за 8 лет пройти путь, который в противном случае индустрия проходила бы не один десяток лет.

Беседу вели Ирина Ушакова и Сергей Телековский

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2003
Посещений: 20957

В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций