В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Вы как представитель классической журналистики сейчас работаете на современном ТВ. На ваш взгляд, где найти, так скажем, симбиоз между тем, что уже было достигнуто в журналистике, и теми вопросами времени, которые нам диктует современное телевидение?
– Во-первых, журналистика, а тем более такая многокомплексная с точки зрения производства структура, как телевидение, – никоим образом не стоит на месте. Когда начинался мой путь в профессию, в начале 90-х годов, были популярны длинные интервью на 45–55 минут. И на тот момент это казалось живо, интересно и безумно увлекательно. Несмотря на то что я еще достаточно подвижный телевизионщик, без бороды и палочки, но телевидение тех лет и нынешнее – это две абсолютно разные профессии, с разным языком коммуникации со зрителем. Причем чем дальше мы уходим от порога XXI века, тем быстрее и стремительнее происходят перемены. Сегодня большое значение имеет интернет-среда, которая заражает телевидение своими форматами, жанрами и скоростями. Оглядываясь на Интернет, мы стали больше использовать кликовые истории, включаем в сюжеты инфографику и эмоциональные зацепки по типу коротких роликов Coub. Под воздействием блогосферы телевизионный язык быстро меняется. Это естественный процесс, и противостоять его движению невозможно. В противном случае мы потеряем нашего зрителя.
Между тем ТВ – это не то, что показывают, а то, что смотрят. Поэтому мы должны где-то чуть опускаться до уровня зрителя, который, допустим, приходит к нам из той же интернет-среды, где-то, наоборот, подниматься, потому что способов получения контента становится все больше и больше. Сейчас появляются дополнительные OTT-сервисы, TV live, Интернет, соцсети, YouТube – все эти форматы активно интегрируются на телевизионный рынок. Раньше никто не мог прикоснуться к академической телевизионной кухне. И все ТВ-производство в нашей стране ограничивалось одним адресом – Останкино, а сейчас телевизионную студию можно организовать практически на любой кухне. Вспоминается наш прошлогодний петербургский успех, когда рэп-баттл Оксимирона и Гнойного в общей сложности по просмотрам на канале YouТube собрал невероятную аудиторию, в сотни раз превышающую аудиторию обычного телеканала. Подобный пример показывает, что главное правило сейчас – это отсутствие всяких правил. Отказ от старых жанров и поиск каких-то эмоциональных нитей дает возможность привлечь внимание зрителя нового поколения к экрану.
Единственное, считаю, в чем состоит наша миссия как хранителя священного Грааля – это не скатиться в откровенный хайп (всплеск зрительского внимания. – Прим. ред.). Наблюдается тренд “хайп против ТВ”. Потому что хайп – это борьба за ажиотаж, борьба за лайки, за просмотры, и мы, кто не первый год в журналистике, должны быть хранителями каких-то вечных норм, истин, добра. В эпоху передачи “600 секунд” расчлененка расцветала махровым цветом, а сейчас телеканалы стали более интеллигентны в показе. В наши задачи входит хранить вот эту границу и находить особый стиль в подаче информации. Стиль – это чувство меры, и на нее надо ориентироваться. Что это значит? Мера – это граница. Не дошел – это будет блекло, невыразительно, неинтересно. Если перейдем черту – это будет пошло и вычурно. Сейчас между Интернетом и телевидением разворачивается борьба за внимание. Это валюта современности, за которую все борются: чтобы побольше смотрели твой телеканал, чтобы подороже была минута рекламы, чтобы побольше получить лайков. И все-таки стиль, чувство меры мы должны соблюдать и всегда помнить о кодексе журналистики.
– На этом и основывался телеканал “Санкт-Петербург”…
– Телеканал “Санкт-Петербург” основывался на одной простой истине. Прежде чем организовывать канал, надо понять, какая у него миссия. Для чего вы создаете этот канал? Почему зритель должен включать именно ваш телеканал?
Когда в 2010 году мы придумывали телеканал “Санкт-Петербург”, то нашу миссию мы определили следующим образом. Что такое Санкт-Петербург? Это не просто мегаполис, это не просто город. Санкт-Петербург – это явление мирового уровня. Это великий город, такой же, как Нью-Йорк, Париж, Рим. Это некий феномен в области культуры, политики, истории, архитектуры. И наверняка 80% всех жителей России или, допустим, европейцев, испытывают дефицит информации: какой Петербург сегодня, каким город был вчера. Одно из главных событий прошлого века – Октябрьская революция. В прошлом году был столетний юбилей, который вызвал огромное внимание. Рано или поздно возникает интерес и у тех, кто живет в Петербурге, и у тех, кто там не живет. В чем миссия “Санкт-Петербурга”? Почему зрители должны включать этот телеканал? Помните, как у Пушкина в “Евгении Онегине”: “И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал”. Петербург – это тот “магический кристалл”, через который мы смотрим на мир. Это первая составная часть миссии. А вторая часть – миру открывать Петербург. То есть все те, кто хочет знать, что такое Петербург сегодня, включив телеканал “Санкт-Петербург”, получат ответ на эти и другие вопросы, хотя бы отчасти.
– Какие задачи телеканал “Санкт-Петербург” поставил перед собой на 2018 год?
– На телеканале “Санкт-Петербург” в запуске достаточно много интересных проектов. У нас есть программа “Зона особого внимания” – это некое подобие “Ревизорро”. Кроме того, запускается новый проект “Петербург в разрезе”, рассказывающий, как устроен город. В прямом эфире идет проект “Улица правды” – политическое ток-шоу. В передаче “Время суток” показываем онлайн-трансляцию Петербурга в разное время суток: утром, днем и вечером. В 2018 году хочется только одного: сохранить тот уровень, который мы достигли в прошлом году, и постепенно двигаться дальше. Не так быстро, как хотелось бы, потому что ТВ – это в первую очередь производство, а производство – это финансы, а деньги сейчас все считают, с деньгами сейчас большой дефицит. Однако наперекор всем сложностям главную нашу задачу, как я ее характеризую, ВГВТ – “Великому городу – великое телевидение”, стараемся решать.
– На ваш взгляд, что характеризует грамотный ТВ-менеджмент?
– Грамотный менеджмент базируется на умении чувствовать, что нужно аудитории, то есть на угадывании. Гений Ворошилова в том, что в свое время он угадал, что надо создавать такую программу, как “Что? Где? Когда?”, которая стала брендом Первого канала на долгие годы. Эдуард Михайлович Сагалаев как руководитель молодежной редакции неоднократно об этом рассказывал. Говоря о менеджменте, во-первых, важно придумать идею, которая станет частью телевизионного пространства, в котором мы живем. И второе – найти для реализации этой идеи ресурсы, причем не только деньги, но и людей, хороших ведущих, высокие технические решения и интересный жанровый ход. Вот и все. Придумать идею. Придумать своевременную идею. Найти средства. Команду, которая реализует идею. Найти среду распространения, в которой этот контент будет доставлен до потребителя. Не больше и не меньше. Пять задач, которые должен решать профессиональный телевизионный менеджер.
– И канал “Санкт-Петербург” сегодня успешно справляется с этим?
– Скажу да, но нам есть куда расти. Как пел Виктор Цой: “Есть еще место для шага вперед”.
Беседу вела
Зинаида Вареник
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2018
Посещений: 2294
Автор
| |||
В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций