В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Генрих Юшкявичюс
Советник ЮНЕСКО
С 20 по 22 октября 2004 г. в МВЦ "Крокус Экспо" (Москва) параллельно с работой Первой международной выставки профессионального оборудования и технологий для теле-, радио- и Интернет-вещания "НАТ Экспо" проходил VIII Mеждународный конгресс НАТ. В мероприятиях конгресса приняли участие более тысячи российских и зарубежных специалистов, работающих в сфере вещательных технологий, в том числе представители профильных научно-исследовательских организаций, топ-менеджеры телерадиокомпаний. В ходе конгресса было заслушано 87 докладов. Особый интерес участников конгресса вызвало выступление советника ЮНЕСКО Генриха Зигмундовича Юшкявичюса, посвященное тенденциям развития электронных СМИ
Главной тенденцией развития рынка средств массовой информации является их растущая концентрация. Если в 1960 г. в мире насчитывалось около 700 крупных медиакомпаний, то сегодня их осталось около 10, а к 2010 г., по некоторым прогнозам, будет не больше трех.
Другой важнейшей тенденцией развития рынка средств массовой информации является бурное развитие коммуникационных технологий, в частности, широкое внедрение цифровых технологий и растущая доля кабельных и спутниковых систем, дополняющих и частично вытесняющих наземные передатчики.
Эти структурные и технологические изменения происходят на фоне невиданной коммерциализации средств массовой информации. Такая гиперкоммерциализация, то есть превращение электронных СМИ в коммерческие предприятия с отказом от концепции их интеллектуальной миссии как "устаревшей", оказывает самое непосредственное влияние на содержание теле-и радиовещания.
Способствуя процессам глобализации
Сегодня телевизионный бизнес уверенно осваивает все новые и новые рынки.
Так, за 2002-2003 годы рынок телерекламы в Азии вырос на 60%, в Восточной Европе - на 4-6%, в Западной Европе - на 2%, а в Северной Америке -лишь на 0,5%.
Развитие технологий и коммерциализация СМИ способствуют процессам глобализации, однако при этом все более очевидными становятся противоречия, вызываемые этими процессами. Например, сегодня телезрителям легче увидеть передачу, созданную на другом континенте, чем репортаж из соседней области, города или страны.
В результате телезритель будет знать, что через три дня на Нью-Йорк обрушится ураган, но не узнает, что его собственный дом может быть смыт надвигающимся селевым потоком.
Сегодня российский телезритель и радиослушатель знают цену акций на нью-йоркской бирже, но не знают, сколько стоит картошка на местном базаре.
Превращение средств массовой информации в платформу для размещения рекламы диктует определенные требования к программам, в результате чего создается некий "виртуальный мир" со своими "ценностями", провозглашенными в рекламных роликах. Этот мир порождает ложные представления и ожидания, особенно у молодого поколения.
Однако процесс глобализации имеет и положительные стороны.
Люди осведомлены о том, что происходит в мире; они постоянно обмениваются мнениями и идеями. Это воспитывает толерантность и содействует взаимопониманию (по крайней мере, так должно быть теоретически).
Процесс глобализации способствует тому, что медиаиндустрия становится более эффективной и продуктивной. Национальные каналы стараются завоевать мировые рынки, и это приводит к созданию дополнительных рабочих мест.
Согласно некоторым прогнозам, в будущем основную часть национального продукта (70%) будут составлять именно связь и медиа.
Если говорить о рынках электронных средств, то самым крупным среди них является, конечно, телевизионный рынок США. Вещательный сезон 2002-2003 гг. принес доход в 8 млрд дол. (для сравнения: в 2001-2002 гг. -6,9 млрд дол.).
Здесь следует упомянуть и рынок цифровых видеодисков, объемы которого также значительны: 3,2 млрд дол. в 2000 г., 8,7 млрд дол. в 2002 г. и, по прогнозам, 14 млрд дол. в 2010 году.
Быстрыми темпами растет и Интернет-рынок. Так, только в США за первое полугодие 2004 г. объем рекламы во Всемирной паутине увеличился почти на 40% и достиг 4,6 млрд дол.
Кто владеет медиарынком?
Бизнес электронных СМИ стал частью общего медиабизнеса, и сегодня конкурентная борьба идет между крупнейшими международными корпорациями.
Основными конкурентами здесь являются:
Что представляет собой медиабизнес в России?
Главенствующее место на общероссийском рынке СМИ занимает телевидение. По прогнозам специалистов, объем рынка телевизионной рекламы в 2004 г. составит 52% от всего медиарынка, а в 2005 г. - 54%; с 1,3 млрд дол. он вырастет до 2 млрд дол.
Несмотря на то что доходы радио и печатных СМИ вырастут, их процентные показатели в совокупном объеме медиарынка будут уменьшены.
Если говорить об участии государства на рынке СМИ и о доле частного капитала здесь, то наиболее близкой к мировым тенденциям будет сложившаяся в нашей стране ситуация в печатных СМИ.
Что же касается электронных СМИ, то единственным сегментом медиарынка России, где государство сохраняет доминирующие позиции, является телевидение: на государственные каналы приходится 70% рекламных доходов, доля их аудитории -50% от всего количества российских телезрителей.
Сегодня можно констатировать тот факт, что в России сформирован мощный государственный сектор СМИ и установлен контроль государства над основными федеральными СМИ (прежде всего над главными телевизионными каналами: "Первый канал", РТР, НТВ).
Правда, бывший министр печати РФ Михаил Лесин в июне 2002 г. сказал: "Будет лучше, если СМИ будут как можно дальше от государства. Это единственный способ сформировать спокойный устойчивый рынок... Если года через 2-3 отпадет необходимость существования МПТР, я буду только рад".
Два года прошло, однако изменилось только название министерства.
Тем не менее телевидение продолжает оставаться крупнейшим и одним из наиболее бурно развивающихся сегментов российского медиарынка.
Смысл административной реформы заключен в букве и в духе Указа № 314 Президента РФ от 9 марта 2004 года. За прошедшие семь месяцев произошли существенные изменения в формате управления отраслями. На Министерство культуры и массовых коммуникаций возложена обязанность выработки государственной политики в сфере средств массовой информации, в области культуры, архивного дела. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям реализует государственные услуги в своей сфере. Это основное отличие было закреплено в Постановлении Правительства РФ № 292 от 17 июня 2004 года. Министерство культуры и массовых коммуникаций является главным субъектом бюджетного планирования.
Сложность нынешней ситуации в том, что еще действуют законы, принятые до 2004 года. Они напоминают сегодня лоскутное одеяло, потому что в них внесено много изменений и дополнений. Возникало несколько предложений сохранить и старый Закон "О средствах массовой информации", добавив еще десятка полтора "лоскутов" на это "одеяло".
Закон надо писать не на один-два года, а на тот срок, который обозримо виден. При разработке нового проекта закона о СМИ мы столкнулись с проблемой понятий - "собственник", "владелец", "главный редактор", "журналист" и "лицензирующий орган", с сочетаниями между должностными и морально-нравственными аспектами ответственности каждого из тех, кто участвует в создании контента. Поэтому юридический смысл любой дефиниции должен быть прописан в законе достаточно точно и соответствовать Конституции РФ, основным законам и кодексам, по которым мы живем, международному праву.
Министерство и агентство работают сейчас в очень напряженном режиме: в декабре с.г. попытаемся представить концепцию государственной политики на средне- и долгосрочную перспективу не только в области СМИ, но и в области культуры, библиотечного, архивного, музейного дела, то есть всех подведомственным министерству отраслей. К концу этого - началу следующего года мы постараемся также заполнить образовавшуюся в нормативно-правовой базе Правительства РФ лакуну теми нормативно-правовыми актами, которые имеет право вырабатывать только МКМК РФ.
Что касается цифрового телевидения, то его у нас еще нет в том объеме, в каком бы нам хотелось иметь. Эта область привлекательна и мы должны определить ее место в бюджете РФ, но нельзя, чтобы налогоплательщик платил дважды за одну и ту же услугу - "Боливар не выдержит двоих".
Если говорить о главной составляющей цифрового телевидения - увеличении до 1000 количества получаемых потребителем программ, то я, как бывший директор Академии русского балета им. Вагановой, вспоминаю присказку старожилов театра: "Зритель голосует ногами". Поэтому, цифра или не цифра, главное - потребитель, содержание программ, чтобы это было интересно, адресно. Зритель не пойдет туда, где ему неинтересно.
Выдержки из выступления на пленарном заседании VIII
Международного Конгресса HAT
Первый заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ
Леонид Надиров
Факторы, сдерживающие развитие электронных СМИ
При темпах роста мирового рекламного рынка 3-5% в год рост российского рекламного рынка в 2002 г. составил 50%, а в 2003 г. - 34%. В первой половине текущего года этот рынок вырос еще на 31%, и теперь его объем составляет 1,5 млрд дол.
Объем доходов от телерекламы вырос на 36%.
Вместе с тем имеется ряд факторов, мешающих нормальному развитию электронных СМИ России.
Первый из этих факторов - монополия на телевизионную рекламу: 72% телерекламы в России принадлежит "Видео Интернешнл".
Президент РФ В.В. Путин в одном из своих выступлений заявил о необходимости "навести порядок в этой сфере", однако пока существенных изменений не произошло.
Несмотря на жалобы по поводу дороговизны телевизионной рекламы, в итоговой цене рекламируемого товара, который продается в России, доля затрат на телерекламу гораздо меньше, чем в цене того же товара, продающегося на Западе. Например, банка импортного прохладительного напитка в Москве стоит столько же, сколько в Париже, в то время как эфирное время на ее рекламу у нас стоит в несколько раз меньше, чем на французском телевидении.
К слову, пиво на французском телевидении вообще никогда нельзя было рекламировать.
В регионах нашей страны местные власти еще больше деформируют телевизионный рынок, вливая бюджетные и внебюджетные средства в подконтрольные им СМИ.
Вместе с тем на фоне вложения в СМИ государственных денег совершенно забытой остается важнейшая часть системы вещания - сеть распространения теле- и радиопрограмм, в то время как 80% технических средств сети полностью выработало свой срок, а оставшиеся 20% этих средств изношены на 80%. И это притом, что телерадиовещательная сеть является ресурсом, имеющим первостепенное значение для обороноспособности государства. Именно поэтому модернизация телерадиосети осуществляется во многих европейских странах.
Принятие в России европейского стандарта цифрового вещания чрезвычайно важно, так как это дает возможность нашей промышленности и вещательным организациям сотрудничать с ведущими европейскими производителями нового оборудования.
Выводы
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что:
Что делать в сложившейся ситуации?
Во-первых, разрушить монополию на рекламном телевизионном рынке.
Во-вторых, прекратить прямое и косвенное субсидирование телеканалов (за исключением иновещания) из государственного бюджета. Также необходимо увеличить тарифы на рекламу, чтобы покрыть расходы на производство программ и на оплату аренды сети распространения. Дотации государства могут идти именно на развитие средств распространения программ, которые являются государственной собственностью. Это создаст возможности для развития местных программ.
В-третьих, выделить средства из государственного бюджета для полного обновления материально-технической базы передающей радиотелевизионной сети и ее перевода на цифровые технологии.
И последнее: если мы хотим, чтобы в России было гражданское общество, то нам необходим канал общественного телевидения, который стал бы платформой для становления и развития такого общества.
Реальна ли перспектива успешного развития электронных СМИ в России?
Да!
По материалам доклада
на Конгрессе HAT
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2004
Посещений: 19844
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций