В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Нужин Артем Николаевич родился 26 мая 1979 года в городе Новомосковске Тульской области.
В 1996 году поступил в Новомосковское музыкальное училище им. Глинки на отделение "Народный хор", а в 2000 году – в РАМ им. Гнесиных на факультет "Дирижирование народным хором".
Начиная с 2002 г. работал клубным звукорежиссером, диджеем, ведущим мероприятий.
В 2003 г. был приглашен в звуковой отдел телекомпании "ВИД".
Телевизионные реалити-шоу: "Последний герой", "Большие гонки", "Жестокие игры", "Каникулы в Мексике", "Остров", "Американский жених", "Мастер шеф" и другие.
Телевизионные программы: "Поле Чудес", "Угадай мелодию", "Контрольная закупка", "Вечер с Ургантом", "Пусть говорят", "Времена", "Кто хочет стать миллионером", "Жди меня", "Прожекторперисхилтон" и многие другие. Музыкальные шоу: ежегодная церемония вручения народной премии "Золотой Граммофон" в Кремле, международный музыкальный фестиваль "Белые ночи Cанкт-Петербурга" в Ледовом дворце и другие. Звуковой дизайн: "Последний герой", "Мастер шеф", "Остров", "Гонщики", "Караоке киллер", "Big love show" и другие
– Какова роль звукорежиссера в современном телепроизводстве? Какой процент успеха программы обеспечивает звук?
– В современном телевидении по сей день идут споры, что главнее – видео или звук. Всегда очень интересно разговаривать на эту тему с коллегами. Видеооператоры и режиссеры однозначно считают картинку важнее, ведь сначала было изображение, только потом звук. Представьте себе, вы смотрите программу и ничего не слышите при этом, никакого восприятия, никаких эмоций. Нет полного понимания, что там происходит. Звук украшает картинку, звук и картинка неразделимы. Ведь на видео в тишине никто не обратит внимание. С помощью правильной музыки и звуковых эффектов можно подчеркнуть то, что показывают на экране, добавить красок, динамики. Вместе картинка и звук работают очень сильно, когда видеоряд подкрепляется звуком, который был качественно проработан на постпродакшене, ведь это очень важно для проекта. Мое мнение по этому поводу, если говорить объективно, то в процентном соотношении успех проекта зависит 50/50 от видео и от звука.
– А что же вы тогда скажете про немое кино? Как вы к нему относитесь?
– Немое кино было очень условно немым. Когда оно воспроизводилось на экране, справа или слева сидел тапер, который отыгрывал эмоции, чтобы увлекать зрителей, и просмотр фильма не был совсем скучным. Немое кино – это истоки нашего телевидения, поэтому я могу относиться к нему только положительно. Сам смотрел картины с Чарли Чаплином в главной роли, где за актером было так смешно наблюдать.
– А какова роль звукорежиссера в современном телепроизводстве?
– Роль звукорежиссера очень важна и незаменима. Участие звукорежиссера в проекте можно оценить уже на этапах подготовки проекта, так называемого препродакшена. Зачастую так бывает, что звукорежиссера подключают к процессу очень поздно, хотя, на мой взгляд, он должен участвовать в обсуждении проекта изначально.
При работе над форматом, который является франшизой западного реалити- или ток-шоу, продюсеры получают свод правил и ответы на основные вопросы касательно подготовки, а многие моменты относительно звука оставляют на последний момент. Ты приходишь на площадку, когда уже все обсудили и практически невозможно что-либо изменить. Не хочется, чтобы это стало тенденцией в нашем отечественном телепроизводстве.
От опыта, навыков и состоятельности звукорежиссера зависит качество звука на проекте, то, что в конечном итоге будет слышать зритель. Проекты бывают разными по сложности. Если мы говорим о формате ток-шоу, то для профессионального звукорежиссера в этой работе нет ничего сложного в силу отстроенных механизмов работы, но и такие простые задачи можно не выполнить. Некоторые звукорежиссеры не слышат искажений. Например, людей, говорящих в кадре, могут записать с искажением, а это уже брак. И такие случаи были не раз. Если вышла из строя петля на одном из участников, звукорежиссер, не останавливая съемку, позволяет себе записывать этого участника на соседний микрофон. А это категорически запрещено в нашем профессиональном мире. На крупных музыкальных шоу необходим другой уровень подготовки звукорежиссера: помимо основных задач добавляется еще музыкальный контент. Если это еще и “живьем”, то получается совсем другая история. В силу своей профессии я работаю с материалом на этапах постпродакшена, приходится исправлять многие ошибки коллег, которых можно было избежать при записи, чтобы картинка зазвучала достойным образом.
С уверенностью могу сказать, что на профессиональном рынке хороших звукорежиссеров, которые тонко чувствуют музыку, баланс, обладают всеми техническими навыками, с качественной школой за плечами, не так уж и много.
– Что поменялось в профессии с момента вашего прихода на ТВ? Поменялись ли обязанности, функции звукорежиссера? Изменился ли профессиональный уровень?
– В нашей профессии довольно многое изменилось. Однако я вижу, что в России мы несколько не успеваем идти в ногу со временем. На данный момент не могу назвать нашу страну мировым лидером в звукорежиссуре. Безусловно, Россия полна талантов, есть профессионалы и самородки, которые очень хорошо разбираются в технике, но нам нужно стремиться к уровню западной звуковой культуры.
Абсолютная истина: тренд задает Запад. Посудите сами: все высококлассные семинары, обучающие программы, которые проводятся в России, организовывают западные звукорежиссеры. Они ближе к известным мировым брендам, которые мы используем в своей работе, а значит, у них первых появляется возможность работать с новинками техники из Англии, Германии, Америки или Японии. Среди отечественных специалистов не так много звукорежиссеров, которые умеют корректно донести информацию до молодой аудитории, объяснить все тонкости профессии. Определенно есть прогресс в развитии, но многому еще необходимо учиться.
Для того чтобы понять, что изменилось в профессиональных функциях за последние 15 лет моей работы на отечественном телевидении, давайте поймем, какова основная задача звукорежиссера. Звукорежиссер – это человек, который собирает команду под проект, под определенные технические задачи, профессионал, обладающий необходимым опытом. С точки зрения организации работы никаких глобальных изменений не произошло. Изменилась аппаратура, с которой мы работаем. Раньше мы писали на аналоговые консоли. Я еще застал ленточные магнитофоны и одни из первых программ для монтажа звука. Там было очень интересное сочетание клавиш, которые были выведены на панель. Можно разрезать звуковую дорожку, двигать ее, менять положение, но это было очень сложно. В Protools я делаю это в два клика, используя “горячие” клавиши, и у меня это занимает считанные секунды. Сейчас все намного легче с точки зрения технической поддержки, аппаратура поменялась, мы выходим на цифровой уровень.
С точки зрения человеческих взаимоотношений звуковая команда раньше была более сплоченной, дружной. Нас было не так много, все очень хорошо знали друг друга, чувствовали проект, помогали коллегам. Сейчас крупные каналы разбились на небольшие продакшены, где появилось много молодых ребят, которые пока еще не понимают, как устроена кухня телевидения, как работают звукорежиссер и его группа. Они активно стараются получить этот опыт на практике, но им никто не помогает, не учит, как нужно вести себя на площадке, каждый сам за себя. От этого страдает качество работы в целом.
Когда я только пришел работать на телевидение, в Останкино регулярно проходили собрания в отделе звука, где мы проговаривали детали работы. Я считаю, что такие коллективные обсуждения – залог успеха на проекте. Наверняка многие сталкивались поначалу с проблемой дополнительной нагрузки, совершенно не относящейся к их прямым обязанностям. Приведу очень распространенный пример на ток-шоу: редактор приводит гостя в студию, дальше происходят нехитрые манипуляции со звуком – ассистент звукорежиссера надевает микрофон-петличку, вдруг неожиданно у редактора звонит телефон, он убегает встречать не вовремя приехавшего следующего гостя и на ходу просит ассистента проводить участника в студию. Пока они идут до студии и обратно, выясняется, что у кого-то “вылетел” микрофон, и нужно его незамедлительно заменить, образовывается стрессовая ситуация, потому что прямые функции ассистента звукорежиссера не выполняются. Поэтому я всегда выступал “за” собрания всей группы, задействованной на проекте, и проговаривание функций и задач каждого сотрудника. Этот несложный механизм облегчает работу и сокращает в разы количество брака на проекте.
– С точки зрения техники и технологий – как далеко продвинулась отрасль за последние несколько лет? Какие нововведения вы можете назвать действительно революционными? Облегчают они или усложняют работу звукорежиссера?
– В течение последних нескольких лет мы семимильными шагами двигаемся в эру цифровых технологий, это существенно облегчает процесс работы звукорежиссера. Например, раньше к аналоговому пульту требовалось множество дополнительных девайсов, динамическая обработка, fx-обработка. В современных цифровых консолях я могу выполнить все функции одним нажатием клавиши. Кроме того, сейчас приняли законопроект, согласно которому с июля этого года все российское телевидение должно перейти на среднюю громкость звучания. Раньше мы работали под определенный уровень канала, а переход на формат громкости - 23 LUFS для повседневной работы – это несказанный прорыв. В современном мире звукорежиссеры давно используют данные технологии, в России эта культура только начинает формироваться, полагаю, что переход будет длиться еще достаточно долгое время.
Пока в общей массе наши звукорежиссеры на этапе постпродакшена не готовы к такому переходу: это довольно сложный и болезненный процесс привыкания и осваивания новых технологий, необходимо постоянно удерживать среднюю громкость, благодаря которой в эфире происходит общее выравнивание громкости. То есть реклама и весь контент, который снимается и воспроизводится на российском телевидении, транслируется на одной громкости. Это дает мягкое звучание, нет перелимитирования, на слух воспринимается приятнее и легче. Скорее всего, непрофессионал этого не заметит, но специалисты поймут и оценят. Мне гораздо приятнее работать по таким техническим требованиями, есть “воздух”.
Из нововведений: изменилась организация связи со звукорежиссером. Раньше она осуществлялась таким образом: сигнал с микрофона звукорежиссера в аппаратной приходил по проводам и мультикорам в студию на специальную панель. Ассистент надевал наушники и слышал звукорежиссера, а ответить мог, нажав на кнопку на этой панели. Сейчас все кардинально поменялось, такая связь у нас называется МОП – мобильный комплекс микрофонного оператора, в который входят радиоухо и микрофон. Такая технология помогает оперативно связываться и передавать команды. Это очень удобно и профессионально, мы без МОП категорически не работаем.
Еще одно важное нововведение: раньше мы не могли видеть пиковый уровень, который выдается в эфир, существовал датчик с показателями, отображающими, в каком радиусе я примерно нахожусь. На сегодняшний день все иначе: мы уже имеем передовые сверхточные индикаторы, это можно отнести к глобальным изменениям, которые нам принес современный мир.
Есть большое разнообразие лимиторов, подходяших к любым задачам, которые существенно облегчают работу, мягко срабатывая, не создавая искажений при правильной настройке звукового тракта, начиная от микрофонов и приемников. Если это речевая история, гейны чуть раскручиваются, чувствительность подкручивается, легкие манипуляции – и участников шоу хорошо слышно в эфире. Если это вокальное шоу – гейны чуть прибираются, потому что в микрофон поют с более сильной атакой. При правильной настройке мы получаем очень хороший звук, и техника нам в этом сильно помогает.
Не могу не отметить изменения в микрофонах. 15 лет назад, когда я только пришел на телевидение, уже начали широко использоваться радиомикрофоны. Со временем звук становился мощнее, и появлялись другие капсюли для микрофонов. Если говорить о динамических микрофонах, качество звука заметно улучшилось.
Хотел также рассказать читателям об устройстве фонак. Среди звукорежиссеров мы называем это “блоха”. Раньше, давно, во время съемки программы, где ведущий стоит статично, мы через ногу протягивали провод с наушником, куда ему поступали команды от редактора. Но это довольно быстро закончилось. Мы стали применять ушной радиомониторинг, что дало свободу передвижения ведущему. На практике это очень удобно!
На данный момент существует компания Phonak, которая занимается слуховыми аппаратами и другими устройствами для людей с нарушениями слуха. Мы начали использовать их разработку в качестве ушного мониторинга в кадре. Я не знаю, радоваться этому или нет, потому что это несовершенное устройство. Тем не менее, нам приходится работать с фонаком. Почему? Во-первых, это очень мобильное устройство. Мы избавляемся от боди-пака, который висит на спине, и в результате у ведущего либо горб на спине, либо что-то топорщится. Женщины это прячут, как правило, в нижнее белье, что очень неэстетично выглядит.
Фонак – это миниатюрный слуховой аппарат. Он вставляется в ухо – и можно слышать команды редактора. Проблема этого аппарата заключается в том, что он работает нестабильно. У нас постоянно все ведущие мучаются. Расскажу историю с телевизионной кухни: программа “Пусть говорят” с Андреем Малаховым, куда ввели в работу фонак. Доходит до того, что “ухо” выключается, начинает шипеть: устройство очень чувствительно к волнам, которые существуют на съемочных площадках. Связь постоянно прерывается, это может вывести человека из себя, что, в принципе, и произошло: Андрей Малахов снял “ухо” и растоптал его ногой. В телевизионных кругах эту историю знают и смеются. Но, тем не менее, мы продолжаем использовать фонак в работе. Очень жду, когда великие умы придумают что-то более мощное и стабильное. Иногда некоторым продюсерам я советую использовать радиосистему, поскольку громкость там больше, и шансы, что она выключится, минимальны.
– На программе “Каникулы в Мексике” вы работали с датчанами. Отличается ли их подход к работе? Что вы смогли почерпнуть из этой совместной работы? Чему научиться?
– Могу поделиться впечатлениями от работы с коллегами из Дании. Мне нравился их системный подход к организации работ, когда мы строили площадку, делали видео- и аудиотракт. Все выполняется четко по графику, на определенный день запланировано конкретное действие. Вот сегодня мы тянем кабель ко всем микрофонам-“закладкам”, которые были в каждой комнате. А вот сегодня вешаем антенны. И вешают они антенны дотошно, проверяя, что и как. Это мне очень нравится, так и должно быть. Если обед с часу до двух, то обед с часу до двух. Если работа закончилась в семь, то она закончилась в семь. Я бы хотел, чтобы мы к этому пришли в России. Мы с моими коллегами пока просто думаем об этом, ведь изменить традиционный подход к работе не так уж и просто. Наверно, мне нужно стать продюсером, чтобы попытаться это изменить.
Но были и моменты, которые мне не нравились. На запуске первого сезона проекта “Каникулы в Мексике” главный инженер уехал, не сдав площадку, и мне было реально непонятно, почему так произошло. Я еще не услышал все микрофоны, часть оборудования еще только должна была приехать, не все антенны были расставлены, а ответственному за это специалисту уже купили обратный билет. В итоге датчане оставили площадку, где “подрывались” все микрофоны, и мне со своей командой пришлось полностью переделать схему. Это было первым тревожным звонком. Потом на втором сезоне “Каникул” случилась абсолютно та же история. Проложили не тот аудиокабель, который должен был быть. Трасса была большая, и нужно было ее усиливать бустерами, чтобы избежать потери сигнала, но этого не было сделано, и я получил такую же катастрофическую ситуацию – “подрывы” всех микрофонов. Я принял решение о замене кабеля, поговорил с нашим продакшеном, и мы купили новый, правильный кабель. В итоге мы заново переложили все линии, и я получил качественный прием на всей территории, длина кабеля достигала метров 100, нужно было каждые 15 метров ставить бустер. То есть несмотря на техническую подкованность, слаженность работы и системность подхода, ошибки бывают везде. Для себя я вывел 10 правил, которые необходимо строго соблюдать на каждом проекте.
– Что в вашей профессии присутствует в большей степени: творческая составляющая или техническая?
– Конечно, без технической составляющей никуда. Но я считаю, творческая все-таки перевешивает на чаше весов. У нас очень много инженеров, которые стали звукорежиссерами, но они не музыканты, они не творческие люди. Теоретически инженер может стать звукорежиссером, и я знаю много таких людей. Но как ты, не будучи музыкантом, не посещая сольфеджио, не слушая на протяжении многих лет музыкальные произведения, будешь улавливать баланс? Это невозможно, нужно прежде всего любить музыку и быть музыкантом.
Пойти и выучить пульт, знать все его характеристики, знать все посылы – этого недостаточно. Если ты все это выучил, как ни крути, ты просто инженер. Хорошо, что ты умеешь это настроить, А ты попробуй сядь за пульт. Как быть с балансом? Но музыкальный слух, помимо всего остального, помимо инженерии, воспитывает в тебе более тонкое творческое восприятие. Приведу пример с тембрами: ты можешь понимать, что, например, бубнит мужской голос, ты начинаешь подрезать низы на эквалайзере. Но на самом деле подрезал не туда и не то. Нужно понимать, какой микрофон ты используешь, какой нужно использовать, какой лучше прозвучит, как правильно использовать коррекцию. Это все довольно тонко.
Работа с балансом заслуживает отдельного разговора. Инженер вряд ли сможет сделать правильный баланс, если у него, конечно, нет суперталанта от бога. Звукорежиссер должен быть музыкантом, я так считаю.
Звукорежиссеру на постпродакшен приходят несколько звуковых дорожек, он начинает сводить программу. Например, если мы работаем с ток-шоу, подкладываем музыку, она может играть чуть громче или чуть тише. А нужно, чтобы она играла фоном, но не мешала. Но часто бывает так, что человек, не имеющий творческого подхода, просто подложил музыку, она играет где-то там, но баланса нет. При этом видеокартинке можно задать настроение: если это веселая композиция, можно поднять человеку настроение и подготовить к какому-то кульминационному моменту. И это надо чувствовать. Вот что такое – действительно творческий подход.
Акценты тоже. Бывает, тебе монтажер “кидает” отбивку, но ты явно видишь, что она стоит не там. Инженер никак не сможет понять, что отбивка поставлена не в том месте, что удар должен приходиться на сильную долю.
Бывает приходят некорректные правки, например, “сделайте музыку чуть громче”. Мне часто приходится спорить с режиссером монтажа или продюсером. Я не могу сделать ее громче, потому что читаемость пропадает. Музыка будет не в балансе. Я могу ее сделать чуть тише только потому, что считаю так нужным. У меня есть золотое правило: сделал работу, отслушай еще раз от начала до конца.
– Самый сложный проект в вашей карьере? Самый запоминающийся? Проект, работой над которым вы гордитесь?
– Как только я пришел на телевидение, я поехал в Латинскую Америку на проект “Последний герой”. Сначала я работал ассистентом звукорежиссера, а впоследствии мне предложили стать звукорежиссером этого реалити-шоу. Считаю, что это один из самых сложных проектов в моей карьере. Условия для съемок были по-настоящему экстремальными – тропические ливни, штормы, соленая вода и высокая влажность. Необходимо было правильно следить за оборудованием, промывать и просушивать его. На мне была высокая ответственность как за технику, так и за качество записи звука моей командой. Постпродакшен у “Последнего героя” тоже был непростой. Работа по прокладке шумов в воде и под водой, подзвучивание всех действий участников позволили мне применить весь свой творческий потенциал. Мне очень интересно было это делать. Я за этот проект очень многому научился. Определенно, “Последний герой” дал мне большое развитие. И я горжусь работой на таком масштабном проекте.
Если говорить о самом запоминающемся проекте, то, конечно, это “Поле Чудес”. Когда я пришел на телевидение в 2000 году, это шоу было невероятно популярно, почти каждый житель нашей страны смотрел эту программу. Я был молодой и неопытный, мне было все интересно. И вот я оказался в Останкино, увидел Леонида Аркадьевича Якубовича, Андрея Малахова, на меня это тогда произвело неизгладимое впечатление. Это, наверно, самый запоминающийся проект в эмоциональном плане.
С технологической точки зрения для меня был очень интересен проект “Каникулы в Мексике”. Я доволен тем, что нам удалось сделать с нашими датскими коллегами. С точки зрения звука это было очень круто.
– На каких проектах вам хотелось бы поработать? Какие программы в современном эфире вы высоко оцениваете с точки зрения звукорежиссуры?
– Меня больше привлекают музыкальные проекты, которых у нас сейчас не так много. Очень интересны проекты, которые связаны с вокалом. Я с большим удовольствием поработал бы на проекте “Голос” или на подобном шоу, связанным с музыкой. Причем мне интересно было бы попробовать себя в роли музыкального продюсера, знаю, что получилось бы хорошо. Еще самые приятные воспоминания остались от проекта “Мастер-шеф”, над которым мы работали в прошлом году. Мне очень понравилась команда.
С точки зрения звукорежиссуры я очень высоко оцениваю проект “Голос”. Он технологически сложный, задействовано много аппаратуры, живой звук и прямой эфир. Это стопроцентный лидер на нашем телевидении. Еще я бы отметил “Холостяк” производства украинских коллег, довольно хорошо сделанный проект с точки зрения сценария, операторской работы, звука.
– Как вы относитесь к идее импортозамещания на ТВ? Возможно ли это осуществить в нашей стране в ближайшее время?
– Я, к сожалению, не знаю ни одной российской компании, с техникой которой мы бы работали. За исключением, пожалуй, индикатора уровня компании ЛЭС-ТВ. А так я считаю, что импортозамещение вряд ли поможет нам развиться. Наоборот, усугубит обстановку. Пока Россия не готова предоставить качественные аналоги западному оборудованию.
– Есть ли у вас желание заняться собственным бизнесом? Создать свою студию?
– Желание заняться собственным бизнесом у меня впервые появилось лет 6 назад. Стал задумываться, как раз когда поехал на проект “Каникулы в Мексике”. Я долго вынашивал этот план, в течение двух лет, пока мы снимали проект. По возвращении я принял решение организовать свою звуковую компанию: собрал команду и закупил оборудование, которое способно обслуживать большие шоу, средние и малые проекты. Меня всегда привлекала импортная техника, поскольку она высококлассная, качественно работающая, позволяющая выполнять сложные задачи. Студии звукозаписи у меня пока нет, но планы существуют. У меня есть студия, где я занимаюсь постпродакшеном, где можно записать диктора.
Мы живем в быстро меняющемся мире, у меня миллион планов, столько нереализованных идей. Поэтому постепенно я приду к реализации поставленных задач.
Материал подготовила
Анна Заварзина
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2015
Посещений: 9995
Автор
| |||
В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций