Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мне всегда нравилось рассказывать истории

В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мне всегда нравилось рассказывать истории

Иван
Неофитов

Режиссер, креативный продюсер
Неофитов Иван Николаевич работал в качестве режиссера, режиссера-постановщика на следующих проектах:
2007–2008 годы – телевизионное шоу "Слабое звено" (Пятый канал);
2007–2008 годы – телевизионное шоу "Танцы на льду" (Россия 1);
2007–2008 годы – телевизионное шоу "Кто хочет стать миллионером" (Россия 1);
2009 год – телевизионное шоу "Ты то, что ты ешь" (Россия 1);
2009 год – программа "Дело вкуса" (Домашний);
2010–2011 годы – программа "Снимите это немедленно" (СТС);
2010–2011 годы – программа "Скажи, что не так" (Домашний);
2011 год – программа "Угон" (ДТВ);
2011–2012 годы – программа "С новым домом/1000 мелочей" (Россия 1);
2011–2012 годы – программа "О самом главном" (Россия 1);
2012 год – документальный фильм "Испытание трезвостью" (Россия 1, Россия 24);
2012 год – документальный фильм "О чем не говорят мужчины" (Россия 1, Россия 24);
2012 год – документальный фильм "ВИЧ. Вернуться к жизни" (Россия 1, Россия 24);
2012 год – документальный фильм "Лекарства. Проверено законом" (Россия 1, Россия 24);
2012 – 2013 годы – режиссер и креативный продюсер более чем 20 рекламных роликов;
2012–2015 годы – автор идеи и режиссер программы "Мода из комода" (Карусель).

– Как вы пришли на телевидение? Как выбрали профессию режиссера?
– Хороший вопрос. Ну, вы знаете, мне всегда нравилось рассказывать истории, и со временем это стало моей профессией. До этого момента я пробовал себя во многих областях. И полученный опыт в том или ином виде всегда старался использовать на съемочной площадке. В профессии я в общей сложности более десяти лет. Начинал с ассистента режиссера – в этом качестве я проработал полгода. Затем я работал как второй режиссер. После этого мне начали доверять самостоятельно снимать программы как режиссеру-постановщику.

– Сейчас есть проблема подготовки кадров. На ваш взгляд, что лучше заканчивать начинающим режиссерам?
– Мне часто задают этот вопрос. Мне кажется, что люди, которые каким-то образом хотят быть причастными к миру телевидения, должны сами сделать обзор. Посмотреть открытые источники, сходить, съездить, узнать. Но здесь все же большую роль играет практика, нежели теория.

Телевизионная карьера всегда начинается с каких-то ассистентских должностей. В моем случае – это ассистент, второй режиссер, режиссер монтажа. Может, сочетание этих ролей.

– Вы работали на большом количестве программ совершенно разных жанров. Где вам было интереснее работать?
– Каждый жанр и проект по-своему интересен. Потому что большие развлекательные шоу-программы – это, конечно, масштаб, большой круг организационных задач, сложные съемочные периоды, тяжелый подготовительный этап, на котором закладывается структура программы. Документальное кино – это всегда что-то более личное. Там больше работы с живой фактурой, с людьми, с какими-то интересными, глубокими историями. Это разные миры.

На самом деле, если есть возможность пробовать что-то новое, работать в разных жанрах, то надо всегда двигаться в этом направлении.

А если тебя окружает большая и профессиональная команда, то будет интересно и легко выполнять задачи разного масштаба.

– Ну, а какие тогда проекты вы считаете наиболее масштабными – из всех, где вы работали? Наиболее сложными в исполнении, которые забирали наибольшее количество времени?
– Я снимал локализацию таких крупных зарубежных проектов, как “Танцы на льду”, “Слабое звено”, “Ты то, что ты ешь”, “С новым домом” и еще целый ряд форматных программ. Вот там, если говорить о специфике именно таких больших проектов, самое важное – это адаптировать программу для российской аудитории таким образом, чтобы не исказить, а наоборот, подчеркнуть уникальность. Потому что форматные программы, как известно, имеют так называемую библию. Инструкцию, в которой достаточно подробно прописаны все детали, начиная от расстановки камер, музыкальных джинглов, отбивок, заканчивая световыми схемами и построением участников шоу в кадре. Поэтому адаптация – всегда процесс сложный, но оттого не менее интересный. Например, в некоторых форматах есть шутки, которые заложены сценарно, на уровне библии, и они не будут казаться смешными в другой стране из-за культурных или ментальных различий. Мне приходилось ставить задачу сценарной группе, и они переделывали европейские тексты под наши реалии. Также мне приходилось менять некоторые эпизоды программ, структурно изменять для лучшего восприятия российским зрителем. Потому что основная задача любого шоу – это все-таки понравиться зрителю, принести рейтинг каналу.

– Вы сделали также несколько документальных фильмов, где затрагивались достаточно серьезные темы – алкоголизм, СПИД. Почему вы взялись за такие темы? Сталкивались ли вы с такими проблемами ранее?
– В этих темах ничего личного для меня нет. Но через них я постарался выразить свой взгляд на данную проблему. То есть здесь важно было показать конкретные истории конкретных людей и то, как люди справляются с такими проблемами. Те темы, о которых вы упомянули, – о ВИЧ и об алкоголизме – это два бича современного мира, которые достаточно сложны для аудитории. Об этом редко кто любит говорить. Из-за чего такая тема, на самом деле, еще более сложна. Ведь ментально нашим героям и персонажам было, конечно, тяжело затрагивать эту тему, поэтому здесь нужен определенный уровень подготовки героев, а это всегда сложная режиссерская работа. Какие-то вещи вытащить напоказ не в угоду рейтингу, а так, чтобы другим людям было легче с этим жить, бороться.


– Что самое сложное в работе над документалкой?
– Это как раз работа с героями. Я, как правило, стараюсь расписывать все свои проекты, составлять подробные режиссерские тритменты. И у меня уже на этапе препродакшена всегда есть картинка в голове. То есть я на площадке уже реализую то, что заранее задумал. У меня каждый эпизод расписан, я понимаю, на каких крупностях это будет снято, какая длительность эпизода и так далее. Точки входа, точки выхода – все это поддается жесткой структуре и редко меняется как-то сиюминутно на площадке. Обычно чтобы произошли подобные изменения, к этому должны подтолкнуть какие-то обстоятельства. Обстоятельства непреодолимой силы.

– Сейчас вы много работаете над рекламными роликами. Вот это такой достаточно быстрый способ заработка – или здесь есть место творчеству?
– Реклама для меня – это такое же творчество. По сути своей и структурно рекламный ролик – это своего рода короткометражка. В которой так же должна соблюдаться вся драматургическая структура: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Это все основа драматургии. Рекламу делает кинокоманда, и съемка ролика напоминает скорее съемку фильма, нежели съемку телевизионной программы. Просто этот фильм длится не час, а всего 20–30 секунд или минуту. Поэтому чтобы снять ролик, мне с креативной командой нужно разработать концепцию, сделать трит-мент, сделать мудборды, которые, с одной стороны, должны отвечать строгим запросам клиента, а с другой – должны быть привлекательными для зрителя. Рекламный ролик, в общем, должен обладать некоторой художественной ценностью. Ну и он должен, в первую очередь, также рассказать историю. Вот два года назад я создавал рекламный ролик для крупнейшего в стране автомобильного бренда КАМАЗ, где старался рассказать целую историю такой трогательной, крепкой, настоящей дружбы человека и автомобиля. И этот ролик стал одной из самых успешных реклам КАМАЗа. Я считаю, что историю режиссеру нужно рассказывать всегда и везде, будь это ТВ-программа, фильм, реклама – неважно. Поэтому, как справедливо считают американские продюсеры, сторителлинг – это основа любого формата. Я, в общем, в этом с ними согласен.

– Раз вы затронули американских продюсеров… Был ли у вас опыт работы с иностранными коллегами? Отличается ли их подход к созданию телепрограмм?
– Когда я работал на проекте “Танцы на льду”, к нам приезжали английские коллеги, которые делали оригинальный формат в Англии. Они очень внимательно наблюдали за нашей работой, давали какие-то советы. Но на самом деле большой разницы нет. И они тоже подтвердили, что нет огромной разницы между работой наших телевизионных сотрудников и, допустим там, английских или, условно, европейских. Единственное отличие в том, что они подходят к процессу чуть более собранно. Я вот, честно, не вижу большой разницы, в телевизионном производстве. Наверное, все-таки мы очень близки в этом с европейцами и с американцами. По крайней мере, являемся частью этого профессионального сообщества. Стараемся ни в чем не уступать.

– Получается, вы снимали форматные программы, крупные развлекательные шоу, документальные фильмы. И тут в этом списке неожиданно появляется проект для детей “Мода из комода”, где вдобавок вы еще и автор идеи. Почему вы занялись детским ТВ?
– Во-первых, детское телевидение – это, конечно, совсем другой мир. Мне бы хотелось, чтобы дети, будущее поколение, изучали окружающую среду через призму познавательных и увлекательных программ. Когда я создавал это уникальное в своем роде на российском телевидении шоу “Мода из комода”, то стремился сделать яркую, по-настоящему интересную программу для детей. Которым уже, по сути, не интересны мультфильмы, которые хотят найти свое “я”, свою индивидуальность.

После выхода первых серий в эфир у “Моды из комода” появился достаточно большой фан-клуб. Дети и сами снимали пародии на ведущую Агату, которую у нас блистательно исполнила Алена Бычкова, и форум канала “Карусель” был завален просьбами о том, чтобы стать участником. И зафиксированы сотни тысяч просмотров на YouTube всех выпусков программ. Сейчас “Мода из комода” идет уже пятый сезон, что говорит о серьезном успехе всей нашей команды. Поэтому, наверное, главная моя мотивация – это постараться сделать интересный детский проект, потому что детские проекты требуют большей щепетильности, больше точного подхода при создании.

– Какова специфика и особенности при работе с детьми на съемках?
– Обычно дети, когда появляются на съемочной площадке, начинают эмоционально закрываться. Им, как правило, не очень комфортно в условиях, когда все внимание приковано к ним, когда куча людей и камер. И основная задача режиссерской и редакторской групп – быть максимально деликатными и открытыми в работе c маленькими участниками. Важно также не перегружать ребенка – и подростка в данном случае. Лишняя информация, например, о том, в какую сторону идти, смотреть, – всеми этими процессами нужно гармонично и незаметно управлять съемочной группе. Желательно разъяснить ребенку перед началом съемок какие-то ключевые моменты. Например, иногда необходимо делать несколько дублей одного и того же действия, и важно рассказать ребенку, что это многокамерная съемка, и нам нужно набрать большое количество кадров. Чтобы ребенок не чувствовал своей вины в том, что мы остановились. Когда снимали первые эпизоды, мы с этим столкнулись: дети не совсем понимали, почему мы остановили съемку. Потом уже, начиная со второй программы, когда была возможность, я сам объяснял, или ассистенты объясняли детям, что не нужно этого пугаться, что это часть программы, что мы это делаем для того, чтобы все было красиво, и зрителям потом было интересно смотреть.

– Дети быстро устают?
– Разные возрастные группы по-разному держат внимание. Но рано или поздно они теряют интерес. Но нам в этом проекте, конечно, больше повезло, потому что у нас все-таки дети были от 9 и до 14 лет. То есть это уже в принципе скорее подростки, чем дети. Я думаю, что если б это были шести- или семилетние дети, было бы значительно сложнее, скажем так.

– А с совсем маленькими героями вам приходилось работать?
– Я снимал огромное количество разных жанров и форматов, и поэтому где-то мне приходилось сталкиваться с детьми на площадке. И в принципе я не видел никогда в этом никакой особенной проблемы. Я стараюсь создать такую атмосферу и обстановку, чтобы ребенок не замечал, что он находится в особенном месте, в особенный момент времени. Важно, чтоб он понимал, что это не какой-то специальный момент, а обычный повседневный интересный разговор. И тогда, соответственно, больше шансов, что ребенок раскроется правильно, и эпизод удастся.

– Мы сейчас говорили о детях, которые присутствуют на съемочной площадке. А каковы, на ваш взгляд, особенности подростковой аудитории?
– Наверное, главная особенность – дети острее чувствуют какую-то фальшь. Они не любят, когда их учат. Им этого с лихвой хватает в школе. Поэтому тут важна правильная подача, и, в какой-то степени, ведущий программы должен быть другом, примером, кумиром. Таким вот старшим наставником. А выбор, допустим, в пользу взрослого ведущего, будет не совсем правильным, нужно все-таки учитывать возрастной ценз для этих детей. Потому что взрослый ведущий – это в какой-то степени сразу барьер между юным зрителем и программой. Дети более требовательны в этом смысле. И, конечно, детское внимание удержать сложнее, чем взрослое. Поэтому нужно понимать, что и съемочный ритм, и ритм монтажа должен немного отличаться от взрослых программ. Эпизоды должны быть более насыщенными и событийно, и драматургически. Им нужна динамика. Динамика, полученная не количеством склеек, а путем внутрикадрового монтажа.

– Повлиял ли ваш опыт, полученный на программах “Скажи, что не так” и “Снимите это немедленно”, при работе над “Модой из комода”? Или программы для детей предполагают совершенно особенный подход?
– На самом деле любой опыт важен и нужен режиссеру, но программу “Мода из комода” я постарался сделать особенной и уникальной. И как раз передо мной ставилась задача не сделать шоу-перевоплощение, а деликатно, в игровой форме научить детей разбираться в моде. Например, мы очень деликатно рассказываем девочкам о тонкостях макияжа. Возможно, кто-то скажет, что это делать рано или вообще им не нужно. Но мне кажется, что эту культуру все равно кто-то должен правильно преподнести. Не всегда родители это могут сделать.


Мы постарались сделать так, чтобы каждый ребенок, каждый участник программы получил положительный эмоциональный заряд. Чтобы он не только рассказал историю всем зрителям, которые его смотрят, но чтобы он и для себя из этого что-то вынес, узнал что-то новое, порадовался. Я надеюсь, что нам это удалось. По крайней мере, я часто видел счастливые лица детей. И для меня это показатель.

– Может ли детское телевидение быть коммерчески успешным? Или это только дотационная история?
– Я вообще считаю, что качество и коммерческая успешность должны быть взаимосвязаны. Но на самом деле беда нашего продакшен-рынка в том, что все живут сегодняшним днем, никто не работает в долгую и на перспективу. Мне кажется, это очень важный аспект. Важно играть в долгую, важно понимать, что сегодня твоя репутация – это репутация того продукта, который ты делаешь, он завтра принесет тебе новые проекты. И не нужно жить только сегодняшним днем и думать, что вот сегодня я заработаю на каком-то проекте, а завтра хоть трава не расти. Пусть сейчас твой проект будет не самым коммерчески успешным, но он будет нести развитие для тебя, для компании и для всех участников этого процесса. Надо двигаться вперед. Деньги – это, конечно, важный аспект, но для меня – не главный. Я иногда берусь за проекты, которые финансово мне принесут не очень много, но я получу хороший опыт. Это важно – развиваться как профессионалу. А будет ли детское телевидение успешным коммерчески – я думаю, что обязательно будет, мы к этому придем. Коммерческое телевидение имеет больший потенциал. Но вот в отношении детей – это сложный вопрос. Самая большая трудность – что каждый год–два ребенок меняется. И этот вот условно двухлетний промежуток детского возраста подразумевает отдельный формат программы. И если у тебя зрительский интервал от 7 до 15 лет, у тебя 7 разных зрительских аудиторий, для которых ты должен делать совершенно разные продукты, которые будут отличаться друг от друга. Вот в этом тоже есть некоторая сложность именно детского телевидения.

Ну и, соответственно, дети как потребители рынку не очень интересны. Если не брать в расчет производителей игрушек. Поэтому здесь очень сложно зарабатывать. Хотя есть и вполне коммерческие успешные примеры.

– Какие детские (и не только) проекты на современном ТВ вы могли бы отметить?
– Сейчас на нашем телевидении преобладают все-таки развлекательные форматы и жанры. Что, с одной стороны, приятно, но, с другой стороны, не хватает, наверное, каких-то познавательных проектов. Но если говорить в позитивном контексте, то сейчас популярны вокальные и танцевальные программы. И это хорошо, потому что это побуждает детей заниматься вокалом, танцами, зовет в спорт в какой-то степени.

Хочется больше программ формата канала Discovery – коротких развлекательных историй. Но мы пока не научились делать это так качественно и интересно, как американцы и англичане. Надо к этому двигаться. Кроме того, нужно стремиться к созданию большего количества самостоятельных форматов, оригинальных и уникальных. Поэтому мы, например, так радовались, когда сделали “Моду из комода”, потому что все-таки это уникальный продукт, он получился успешным и коммерчески тоже. И мы, конечно, были рады, что так случилось, потому что это важно и для развития индустрии в том числе.

– В каких проектах вы себя видите в будущем?
– На самом деле у меня всегда есть написанные варианты, наброски форматов программ разного жанра. Пока нет ничего определенного, но есть какие-то наработки. Мне нравится больше и хотелось бы двигаться к более коротким форматам. К этому нас сейчас очень активно подталкивает Интернет. И хотелось бы найти красивый симбиоз между телевизионными полными форматами и короткими формами Интернета. Какой-то такой жанр, зарождающийся сейчас, хотелось бы подхватить и на этой волне сделать что-нибудь интересное. Вот, наверное, сейчас я нечто интересное нащупываю, но над этим еще предстоит работать.

Беседу вела
Анна
Заварзина

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2015
Посещений: 7791

  Автор

Иван Неофитов

Иван Неофитов

Режиссер, креативный продюсер

Всего статей:  1

В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций