Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Меняется перспектива развития медиа

В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Меняется перспектива развития медиа

Александр Варин
Президент вещательной корпорации "Проф-Медиа"

Варин Александр Александрович окончил МАИ им. Орджоникидзе. Получил ученую степень кандидата физико-математических наук. В 1988-1993 гг. преподавал в МАИ. С 1993 по 1996 г. - президент рекламной группы "Тандем". В 1996-2003 г.г. - президент радиостанции "Авторадио" и генеральный продюсер холдинга "Проф-Медиа - Радио" С октября 2003-го - президент вещательной корпорации "Проф-Медиа" (ВКПМ). В 2007 г. был избран вице-президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей
(НАТ) по радио.

С 2006 г. занимает должность декана факультета "Менеджмент в СМИ" Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). Александр Варин разработал оригинальную эфирную концепцию "Авторадио", основал радиопрограмму "Дискотека 80-х", стал автором проектов международного музыкального фестиваля "Авторадио" "Дискотека 80-х", национального проекта "Ради жизни!", прошедшего в рамках общероссийского автопробега "Владивосток-Москва" ("Авторадио", 2004 год), и совместного проекта с Аллой Пугачевой "Радио Алла" (2007 г.).

Является лауреатом премий: NAB 2005 International Broadcasting Excellence Award, "Медиа-менеджер России" (2003, 2005, 2006 гг.), "Персона Года" - премия РБК (2007 г.), а также кавалером орденов "За честь и доблесть" и "Миротворец" (2006 г.)

Любимая фраза: "Лучше ничего не делать, чем делать ничего"

- Недавно была основана Российская академия радио, где Вы являетесь президентом. Скажите, какие функции и задачи ставит перед собой эта Академия и чем они будут отличаться от функций, которые исполняет та же HAT?

- Между HAT и Академией радио нет никаких противоречий. Более того, HAT и инициировала создание Академии радио. А создана она для продвижения радио как индустрии. На учредительном собрании Академии были определены некие ее параметры, количественный состав, произошли выборы президента.

В рамках Академии возможна разнообразная лоббистская деятельность, например встречи с представителями государственных органов, на которых можно обсуждать интересующие радио вопросы, различные формы обучения и так далее.

Это просто некая форма, которая позволит привлечь главных радийщи-ков-практиков к тем же задачам, которые на сегодняшний день решает HAT, и сможет многие проблемы решать более эффективно.

Сейчас многие проекты делаются от имени радио либо с привлечением радио. Хотелось бы, чтобы радио организовывало собственные значимые проекты, которые пропагандировали бы его как значимую и авторитетную индустрию. Вот для этого Академия и создана. К примеру, мы обсуждаем два проекта, дополняющие друг друга. Это учреждение профессиональной творческой премии в области радио и так называемой "внешней премии", которая вручалась бы всем, кто с радио тесно связан: скажем, пресс-службам, политикам,спортсменам или музыкантам, чьи песни украшают эфир. С одной стороны, это станет реальным поводом для поощрения артистов, песни которых наиболее востребованы на радиостанциях, с другой -опять же будет работать на престиж радио как индустрии.

- Вы рассчитываете, что деятельность Академии повлияет на увеличение доли рекламного рынка?

- И прямо, и косвенно. Есть и другие факторы, которые тоже этому должны способствовать. Например, начиная с III квартала прошлого года HAT занимается оценкой радиорынка с привлечением широкого круга экспертов. Это важное новшество в деле определения объема рынка, ведь долгое время его цифры были не совсем корректны. Например, недооценивался региональный рынок, поскольку он не был прозрачен. Сейчас большинство региональных игроков готовы предоставлять нам точные данные. Мы объединились. И это позитивно влияет на корректность оценки доли радиорекламы.

- Какие еще шаги необходимы для того, чтобы доля радио увеличивалась с точки зрения рекламы? Существует мнение, что по сравнению с Европой у нас она ничтожно мала...

- Не ничтожно мала, она просто может быть больше! Хотя, конечно, смотря с чем сравнивать. Например, по данным 2007 года, радио в России по своим темпам роста опередило наружную рекламу и прессу. При этом мы традиционно уступили телевидению, которое по-прежнему растет благодаря сильной монополизации рынка телерекламы. В этом плане радио разобщено, тут каждый вещатель продает себя сам, и у нас нет сейлс-хаусов, наподобие "Видео Интернешнл".

- Является ли радиовещание инвестиционно привлекательной отраслью? Насколько быстро окупаются вложенные деньги?

- Безусловно, это инвестиционно привлекательная отрасль, об этом говорят объективные данные. Есть огромный интерес к лицензиям, часто там, спрос на них очень велик, цены растут. Привлекательность эта связана с двумя факторами. Первое: сам ресурс быстро растет в цене. Если, скажем, несколько лет назад радиостанцию в Москве можно было приобрести условно за 5-6 миллионов долларов, то сейчас это трудно сделать и за 15.

И второе. Радио во всем мире - если оно правильно организовано -было и остается достаточно рентабельным бизнесом, приносящим хорошую прибыль.

- Как Вы считаете, может ли повлиять изменение технологий измерения радиоаудитории на количество рекламы на радио?

- Сейчас компания TNS Gallup сделала новый для нашего рынка шаг. Она меняет технологию опроса, не производя при этом революции, потому что по аналогичной технологии (интервью методом day after recall) в Москве проводит опросы "КОМКОН".

Другое дело - технология так называемых "часов". Основной недостаток "часов" заключается в том, что измеряется фоновое, а отнюдь не реальное слушание, когда человек, посещая супермаркет, вынужден слушать не то радио, которое он хочет слушать, а то, которое играет фоном. Его-то и фиксирует прибор, напоминающий наручные часы. Коммерческому радиовещанию в России всего 15 лет, оно все еще находится в стадии становления. А ведь есть страны с почти столетней историей радиовещания, где эта технология или не приживается вовсе, или приживается как исключение. В Швейцарии, например, или в Бельгии дублируются как старые, так и новые технологии. Мне кажется, нам рановато говорить о внедрении подобной системы.

- Как Вы думаете, могут ли новые технологии, в частности мобильное телевидение, отобрать у радио часть аудитории?

- В фильме "Москва слезам не верит" один из героев утверждал, что придет время и "будет одно сплошное телевидение". Но этого, как мы знаем, не случилось до сих пор. Когда появилось радио, не умерли газеты. Когда появилось телевидение, не умерло ни радио, ни кино, ни театр. Всему находится свое место. Просто меняется общая перспектива развития медиа. И способы его доставки до потребителя, формы его распространения будут играть все меньшую и меньшую роль, потому что радио будет возможно слушать через сети Wi-Fi или WiMAX, через Интернет, спутники и так далее.

Вещатель однажды превратится в контент-провайдера. Повысится роль брендов. Уже сегодня из всего разнообразия медиаканалов человек делает выбор, ориентируясь на потребительские свойства того или иного продукта. Это естественно и закономерно. Но радио не умрет. Оно трансформируется.

И, я уверен, потребитель все равно будет искать "Авторадио", потому что "Авторадио" восполняет какие-то его потребности - эмоциональные, функциональные и так далее. Так что нечего бояться, если, конечно, ты делаешь хороший продукт.

- Как Вы считаете, за какими радиостанциями будущее, узкоформатными или рассчитанными на широкую аудиторию?

- В данный момент много говорят о преимуществе нишевых радиостанций. Но это, как мне кажется, вопрос спорный. Однозначно на рынке появится большое предложение нишевых продуктов, вплоть до предельно узких, что мы уже видим в Интернете: теми или
иными способами люди создают массу непрофессионального контента, здесь генерируются плей-листы, ограниченные вкусом одного человека. Сейчас в Интернете вы можете сформировать для себя индивидуальную радиостанцию. Это уже совсем нишевая станция, у которой аудитория может состоять из одного-двух человек.

То есть количество радиостанций будет продолжать расти, появится много нишевых программ, но и массовые каналы останутся. На Интернет-портале ВКПМ www.101.ru сейчас более 60 каналов на любой вкус. При этом узкоформатные каналы соседствуют с массовыми. Но все равно самым популярным остается канал "Музыка "Авторадио". Потому что "Авторадио" - это бренд. А бренд - это во многом эмоциональная категория.

В Москве сейчас измеряется рейтинг более 50 радиостанций. Лидеры за последнее время не поменялись. При этом рейтинги у лидера растут, а доли неизбежно падают, ведь каждая новая радиостанция отнимает кусочек времени прослушивания. Но она не может автоматически изменить предпочтения слушателя.

Если у человека в автомагнитоле запрограммированы определенные станции, то появление еще 30 каналов для него пока не является поводом отменить на какой-то кнопке "Авторадио".

- Ваше отношение к концепции развития телерадиовещания, и как это, по-Вашему, повлияет на радиовещание?

- Все, что пока серьезно говорится о "цифре", касается телевидения. Рано или поздно наступит эра цифрового телерадиовещания. Но дело в том, что с точки зрения количества каналов и качества приема в городах "плюса" для потребителя нет никакого. Другое дело - огромные пространства нашей страны. В этой связи интересна перспектива развития того, что называется DRM, в плане способов цифровой доставки сигнала, которые позволят обеспечить высокое качество приема на больших территориях, не покрытых пока что вещанием FM-радиостанций. Если речь идет о том, чтобы вся территория Западной Сибири была покрыта радиовещанием (вся территория, а не только города), тогда "цифра" может быть востребована.

- DRM, по-Вашему, перспективное направление?

- Надо понимать, что пока не существует никакой бизнес-модели цифрового радиовещания. Нет примеров. Есть какие-то пакеты каналов ВВС, но это не очень рыночный пример, так как речь идет о государственной радиостанции.

- По поводу Концепции: существуют мнения, что она не совсем доработана...

- Она очень декларативная. Там, собственно, из существенного пока только то, какие каналы должны иметь федеральный охват в "цифре".

- В апреле этого года Вашему главному детищу - "Авторадио" - исполняется 15 лет, и мы поздравляем Вас и ваших сотрудников с этой датой! С какими результатами радиостанция подходит к своему 15-летию?

- Мне приятно говорить об этом, потому что результаты у нас фантастические. Мы шли к ним все эти 15 лет. Сейчас можно ответственно говорить, что на московском рынке радиовещания сменился лидер, и теперь этот лидер - "Авторадио", что подтверждают данные компаний "КОМКОН" и TNS Gallup.

При этом речь идет не о лидерстве среди каких-то специальных категорий, к примеру коммерческих или государственных радиостанций. Это просто первая строчка - первая среди всех остальных. Вот главный результат, которого достигло "Авторадио".

- А что касается развития сети?

- "Авторадио" - одна из крупнейших сетевых радиостанций. Мы бурно развиваемся и интенсивно и экстенсивно, увеличивая свое присутствие в тех городах, где уже есть наши станции.

"Авторадио" входит в тройку лидеров рынка в Санкт-Петербурге, и сейчас оно вещает посредством 200 передатчиков в каждом крупном российском городе. Более того, бурно развиваются сети в малых городах, для покрытия вещания вдоль трасс. Поэтому уже можно говорить об "Авторадио" как о крупнейшей федеральной радиостанции.

- А почему "Авторадио-Санкт-Петербург" позиционируется как отдельная компания?

- У нас есть в структуре сети два вида радиостанций. Основная масса - это партнеры, независимые от ВКПМ юридические лица, которые по договору франшизы транслируют нашу программу. С ними мы связаны взаимными обязательствами. И есть филиалы, то есть наши дочерние компании. Это часть нашей корпорации.

Таковые есть в Санкт-Петербурге, Ростове, Самаре, и на этом мы не остановимся. Но Санкт-Петербург имеет еще одну особенность по сравнению и с филиалами, и со всеми остальными - вещание собственного производства.

Если любой другой город, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, ретранслирует сигнал, который идет из Москвы, и врезает в него свои программные и рекламные вставки, то Санкт-Петербург сам осуществляет 100% вещания.

- Расскажите, пожалуйста, о проектах радиостанции.

- Их очень много. Но есть главные, которыми славится "Авторадио" и которые являются неотъемлемой частью нашего бренда. Это утреннее шоу радиостанции "Авторадио" и его поющие ведущие "МУРЗИЛКИ International". Это старейшее шоу (ему уже более пяти лет!), оно является самым рейтинговым. Это также программа "Дискотека 80-х" и фестиваль с одноименным названием, который в
этом году будет седьмым.

"Дискотека 80-х" - одно из самых популярных концертных шоу у нас в стране. В последнем году оно собрало полный "Олимпийский", свыше 25 тысяч человек (предыдущий рекорд на этой площадке принадлежал только группе "Pink Floyd").

"Авторадио" - это автомобильное радио, где традиционно большое внимание уделяется информации для участников дорожного движения. В этом плане также происходит постоянное развитие. Наконец, только у нас существует уникальное сообщество, которое называется "Авторадиоклуб". С одной стороны, это фан-клуб радиостанции "Авторадио", с другой -общество людей, объединенных любовью к автомобилю. Все они социально активные люди, которые информируют своих собратьев о ситуации на дороге. Реальный клуб, который живет активной жизнью и проводит большое количество всевозможных мероприятий: автопробеги, слеты, спортивные соревнования, патриотические мероприятия. Это движение существует везде, где существует "Авторадио", и оно включает в себя тысячи людей по всей стране!

Мы никогда не прекращали тесное сотрудничество с Госавтоинспекцией для поддержания и развития коммуникации участников дорожного движения и тех, кто отвечает за его организацию. Каждый год мы придумываем много новых акций, которые Госавтоинспекция активно поддерживает. Есть большие планы и на этот юбилейный год. Ведь "Авторадио" - это такая машина, которую остановить невозможно...

- Как "Авторадио" отметит свое 15-летие?

- Мы организуем торжественный прием для наших партнеров, рекламодателей и официальных лиц, которые связаны с деятельностью "Авторадио". Также состоится встреча всех тех, кто сейчас работает или когда-либо работал на этой радиостанции. Мы планируем организацию крупного музыкального праздника - фестиваля "Авторадио", в котором примут участие лучшие российские музыканты и зарубежные гости.

- Вы много говорили об акциях, эфирных и не эфирных. Вот, например, "Дискотека 80-х": насколько этот проект самоокупаемый и имеет ли он цель повышения рейтинга?

- Мы не рассматриваем организацию концертных мероприятий в качестве важной статьи дохода. Мы занимаемся медиабизнесом. А медиабизнес - это завоевание аудитории и последующая реализация коммуникаций с ней на рекламном рынке. Этой же цели служит и фестиваль "Дискотека 80-х".

Как подготовка к фестивалю, так и его последующая трансляция по телевидению - все посвящено тому, чтобы рос и укреплялся и рейтинг, и имидж радиостанции. Поэтому цели окупаемости этого мероприятия мы перед собой не ставим. "Дискотеку" вполне реально вывести на окупаемость за счет, например, сокращения объема рекламной кампании или уменьшения количества приглашенных звезд, но тогда мероприятие потеряет в своем качестве и в своем блеске!

- А как Вы представляете себе аудиторию "Авторадио"? Насколько она изменилась за эти 15 лет?

- Помимо того что "Авторадио" - лидер общего рейтинга по всей совокупности аудитории 12+, наша аудитория имеет вполне конкретные особенности. Во-первых, у "Авторадио" в принципе мужская аудитория (более 60%).

Во-вторых, "Авторадио" - это "взрослая" радиостанция, и у нас много слушателей в категории "30-40 лет". В-третьих, мы лидеры среди автомобилистов. Рейтинг фиксирует несколько мест прослушивания радиостанции: дома, в автомобиле, на работе, на даче, в общественных местах. В автомобиле чаще всего слушают "Авторадио".

Мы занимаем первые строчки рейтинга среди привлекательной с точки зрения материального достатка аудитории: руководителей, семей, где есть несколько автомобилей и так далее.

Важно то, что за эти 15 лет эта картина не менялась. И это само по себе является результатом.

- И в заключение несколько слов о дальнейших планах "Авторадио" и холдинга ВКПМ.

- Наши планы концентрируются вокруг развития и максимального раскрытия каждого из существующих у нас форматов. А их, как вы знаете, у нас пять: "Авторадио", "Радио Алла", "Юмор FM", ENERGY и портал www.101.ru. И для каждого проекта - свои планы, расписанные на весь год. В этом году мы запланировали провести много ярких и очень масштабных акций, и будем надеяться, все у нас получится. И, конечно, наряду с этим будем продолжать свою экспансию в регионы. Мы продолжаем строить сети. Мы приобретаем станции и стремимся к тому, чтобы в каждом крупном городе у нас имелись свои собственные филиалы.

Беседу вела Анна Заварзина

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 10006

Статьи по теме

  Автор

Александр Варин

Александр Варин

Президент "Вещательной корпорации "Проф-Медиа"

Всего статей:  3

В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций