Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Подводные камни" электронных хранилищ

В рубрику "ВС-клуб" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Подводные камни" электронных хранилищ

Когда мы рассматриваем какую-либо проблему, в том числе и техническую, то видим, что у нее либо есть решение, либо нет. Но зачастую бывает так, что у дан­ ной задачи имеется столько разичных вариантов ответа, что сама она становится практически неразрешимой.

Именно это можно сказать и о проблеме аудиовизуальных архивов. С одной стороны, работа ТРК, включая региональные, в цифре позволяет оцифровать ма­ териалы и получить возможность быстрого доступа к архивам, и не только своим, с другой — электронный архив в силу различных причин может просто перестать существовать в одночасье. Наличие большого числа цифровых форматов дает множественность технических решений существования архивов. Таких казусов — как творческих, так и технических — можно назвать много. Поэтому до сих пор неясно, какие действия предпринимать техническому директору ТРК по сохранению аудиовизуальных архивов своей компании.

Почти год назад мы уже обращались к специалистам отрасли, теоретикам и практикам с этим вопросом, но определенного ответа не получили. Посмотрим, что они скажут на этот раз...

Архивирование требует новых подходов

Станислав Буневич
Советник президента ОАО "ТВ-Центр"

Станислав Буневич

Основная проблема архивирования аудиовизуальных материалов заключается в том, что необходимо, во-первых, найти перспективную систему управления архивом. Во-вторых, следует договориться с крупными федеральными сетевыми телекомпаниями, имеющими большие хранилища контента, о выборе единой системы для организации обмена материалами. В-третьих, необходимо определить, по какому принципу нужно составлять описательную часть архива, какие параметры в нее закладывать. К тому же надо поставить этот процесс на поток, потому что у больших компаний, как правило, накопился огромный архив, который сегодня описывать традиционными способами очень непросто. Необходимо применять какие-то новые принципиальные подходы к архивированию, возможно, объединить усилия, создать какие-то структуры, организации, которые бы в определенный срок описали бы материал различных компаний. Желательно перевести существующий архив в цифру, описать и заложить в хранилище так, чтобы потом имелась возможность доступа к архиву каждого редактора с его персонального компьютера.

При установке системы архивирования на ТВЦ мы столкнулись с необходимостью описать весь архив и научить каждого сотрудника компании им управлять. С частью работы мы справились, но для того чтобы оцифровать такой большой объем информации, какой заложен в архивах ТВЦ, все же не хватает времени. Между тем пользоваться архивом нужно уже сейчас.

И все-таки мы приобрели некоторый опыт, стали разбираться в архивном деле, видеть "подводные камни" электронного хранилища и понимать, как действовать в будущем, чтобы не допускать ошибочных решений, влекущих за собой финансовые и временные потери.

Архив — одна из главных забот вещателя

Сергей Фролов
Президент Уральской окружной телекомпании "Ермак"

Сергей Фролов

Проблему создания телерадиоархивов я бы назвал "ужасом на крыльях ночи". Тот руководитель ТРК, который начинает заниматься формированием телевизионного архива зачастую не понимает, что это такое. Он относится к созданию электронного хранилища достаточно вольно и когда, наконец, разбирается, чего же он хотел, то, как правило, значительные средства уже истрачены. Эта история типична и актуальна для региональных вещателей. В большинстве региональных телекомпаний накоплены гигантские архивы в формате S-VHS, Несмотря на то, что существуют попытки автоматизации и каталогизации архива ТРК, из большого количества материалов объемом в несколько тысяч или десятков тысяч часов используются всего сотни. К тому же, в большинстве случаев техническое качество записей оставляет желать лучшего.

Телекомпания "Ермак" работает всего лишь около года, поэтому имеет небольшой архив в формате DVCAM. Мы понимаем, что этот формат предназначен для производства новостей, и в перспективе у нас могут возникнуть проблемы, однако специальные рекомендации и гарантии по хранению отсутствуют. Года два назад ведущий специалист ВНИ-ИТР Светлана Немцова поведала мне, что гарантий по сохранению архива на том или ином современном носителе никто не дает, так как сложные многослойные магнитные системы времени привести как к положительному, так и к отрицательному результату, а исследований по поводу хранения подобных материалов не существует. В последнее время обсуждается вопрос о DVD- и оптических носителях, которые, казалось бы, не подвержены деградации. Но и цифровое хранение тоже имеет свои "мины замедленного действия". Например, ваш архив некоторое время находится в идеальном состоянии, но потом вдруг в какой-то момент может "рухнуть" под воздействием внешних обстоятельств. Так что хранение аудиовизуальных материалов в цифре, с одной стороны, имеет свои плюсы, потому что качество записи сохраняется на высоком уровне, но, с другой стороны, есть и минусы — цифровые материалы деградируют скачкообразно. Если записи в формате S-VHS и Betacam могут быть поцарапанными, с повышенными шумами, но использоваться, если на них уникальные материалы, то цифровой архив через некоторое время может просто исчезнуть. Причем современные методы цифровой записи предусматривают запись длинных последовательностей, и может случиться, что выпадение одной части приведет к потере всего материала.

Архив — это одна из главных проблем и забот любого вещателя, но как обеспечить гарантированное идеальное состояние всего того, что было накоплено, честно скажу, я просто не знаю. Когда мы спорим о том, какой носитель информации выбрать, мы зачастую забываем о среде, в которой находится архив. На самом деле важно, есть ли у вас помещение? Какой климат в этом помещении? Какова процедура доступа к архивам? Каким образом они используются? Если в телекомпании неправильно поставлена организация архивного дела, то один низкооплачиваемый работник может в одночасье загубить самую ценную информацию. Даже не весь архив, а запись, которая может быть гордостью компании и потеря которой невосполнима. Поэтому общие методы, используемые обычно в технике (дублирование, резервирование, ограничение доступа и т.д.), необходимы и при работе с архивом, но, в конечном счете, все это повышает стоимость хранения единицы информации, и не все, особенно региональные вещатели, могут найти средства. Когда-нибудь мы пожалеем о том, что тратили деньги на достижение новых успехов, а не на сохранение старых: что имеем, не храним - потерявши плачем.

Что касается обмена архивами между телекомпаниями, он, безусловно, нужен. Другое дело, что любые архивные материалы представляют собой интеллектуальную ценность, часто ограничивающую возможность их использования. Я бы никогда не отказался от использования чужих архивов, если бы нас устраивала цена, и можно было бы технически несложно их получить. Между тем в настоящий момент к подавляющему большинству архивных материалов просто не добраться, потому что владельцы этих архивов осознали ценность того, чем они обладают.

Проблема разрешаема в рамках всей отрасли

Сергей Макаров
Генеральный директор ВНИИТР

Сергей Макаров

Внедрение информационных технологий в сферу телерадиопро-изводства, как правило, начинается с архивных комплексов. Ставя перед собой задачу создания современного телерадиоархива, телерадиокомпании обязательно сталкиваются с необходимостью закупки или разработки специального программного обеспечения для идентификации и управления объектами хранения (контентом). В процессе разработки технического задания на закупаемую или создаваемую систему важно учесть новые перспективы использования такой системы, а именно возможность ее работы с внешними заказчиками в автоматическом режиме через публичные сети.

В ближайшем будущем из-за нехватки контента на обширном рынке телепроизводства в России ожидается формирование высокотехнологического рынка контента, некой "электронной биржи сюжетов", которая сформирует дополнительные статьи доходов производящим компаниям и существенно поднимет рейтинги региональных вещателей. Необходимым условием успешного развития данного проекта является унификация представляемой информации о сюжетах, использование одинаковых схем описания и терминологии, чтобы участники рынка разговаривали на одном языке.

Эту проблему нужно решать как в рамках всей отрасли телерадиовещания, так и в единичной телевизионной компании, которая на данном этапе может принять рабочее решение по созданию системы электронной архивации аудиовидеоматериалов.

Достаточно очевидно, что унификации программного обеспечения, как собственно и средств производства, в рамках отрасли не получится, однако, независимо от программного обеспечения, телерадиокомпания столкнется с вопросом используемой терминологии. Унификация используемой терминологии (словарей описания) — это задача, решение которой в ближайшее время позволит отрасли выйти на новый этап развития.

Электронные архивы — в центр телерадиопроизводства

Валентин Хаимов
Зав. отделом ВНИИТР

Валентин Хаимов

Проблемы архивирования всегда возникали в телевидении и радиовещании, как и вообще в любом месте, где требуется сохранять какие-либо материалы, чтобы в дальнейшем ими пользоваться. Сегодняшняя проблема заключается в том, что, с одной стороны, увеличились объемы той информации, которая должна подвергаться хранению, с другой стороны, увеличилось количество и скорость востребования информации, то есть необходимо, чтобы место, куда мы помещаем архивы, было приближено к "творцам". В 1970-1980-х годах, когда средства коммуникации были еще недостаточно развиты, приходилось архивные материалы складировать в специальных организациях (телерадиофонды) на магнитных носителях. С появлением нового поколения техники стало возможно хранить информацию в компактных устройствах (серверах) или устройствах внешней памяти. Это архивное оборудование можно размещать в любом помещении телекомпании, в том числе и рядом с "творцами". Средства коммуникации вообще позволяют разнести средства хранения и средства доставки информации к редакторам и журналистам в любых точках земного шара благодаря сети Интернет и спутниковой связи. Так как удалось изменить технологию самого вещания, производства программ, то архивы оказываются оперативно доступными и можно ими воспользоваться на любой стадии подготовки и производства программ. Это позволяет объединять контенты нескольких вещательных организаций. Правда, при этом возникают проблемы, связанные с авторским правом. Чтобы избежать пиратского использования материалов, создаются специальные службы. Европейским вещательным союзом совместно с рядом исследовательских организаций разработана система управления контентом.

Существует рекомендация ETSI TR 101 290, определяющая способы идентификации программ через введение в них так называемых метаданных. Решение проблем унификации метаданных, как мне кажется, является наиболее существенным моментом в использовании архивных материалов. Этот аспект более важен, чем устранение технических проблем, потому что вы открываете архивы всем, кому они потенциально могут пригодиться, сохраняя при этом контроль над их
использованием.

Сейчас развитие архивных технологий строится таким образом, чтобы система архивирования располагалась в центре телерадиопроизводства, на любой стадии которого сотрудник компании, находясь внутри корпорации, мог бы воспользоваться любой частью контента, лишь бы тот был правильно организован и промаркирован с помощью метаданных.

Слишком много форматов хранения

Марк Локшин
НИИР

Марк Локшин

Что касается хранения аудиовизуальных материалов в электронном виде, то нужно говорить о существовании архивов различной востребованности. Должны быть, к примеру, материалы длительного хранения, сохраненные в определенном цифровом формате. Для этого необходимо затратить определенные средства на переконвертирование их в цифру. Но должны существовать также и другие архивы, общеупотребительные, которыми часто пользуются, сохраненные в таком формате, чтобы быть максимально доступными вещателям.

Если говорить с позиции государства, то необходима унификация всех электронных архивов страны, так как архивами нужно обмениваться как на государственном уровне, так и между вещательными корпорациями.

Кроме того, поскорее нужно определиться со стандартом цифрового вещания и с параметрами кодирования. Кто-то предпочитает стандарт, требующий минимальных защитных отношений, потому что при нем легче планировать сеть. Другому интересен стандарт, позволяющий передать значительный объем информации, но он требует высокой защиты.

В стандарте DVB несколько стандартов: Т, S, С. Это требует создания многостандартного телевизора и преобразования стандартов на стыках звеньев тракта, что увеличивает стоимость оборудования. Наличие стандарта DVB-S в трактах распределения обосновано, а в случае непосредственного спутникового приема можно применять индивидуальные приставки с выходом по видео (тогда в телевизоре не требуется преобразователь этого стандарта). Что касается стандартов DVB-Т и DVB-C, то если можно было бы обойтись одним из них, то телевизор мог бы быть одностандарт-ным, а в сетях кабельного телевидения на головных станциях не потребовалось бы преобразование стандартов ни при приеме сигналов эфирных передатчиков, ни при работе с системами типа MMDS.

Этические принципы использования архивных материалов

Сью Малден
Независимый консультант по медиаархивам

Сью Малден

Варианты использования архивных материалов

Сегодня одна из проблем телерадиовещания заключается в том, как вещателям и архивистам предостеречь продюсеров от некорректного или неправильного использования архивных материалов. Это вызвано участившимся использованием архивных материалов, произвольными изменениями в них, увеличивающейся ценностью архивов и ошибками, которые могут обернуться для вещателя потерей денег и репутации.

В большинстве случаев архивы нужны как первоисточник для ретроспективы исторических документов, отражающих специфические темы или этапы развития общества. Их используют при объяснении событий национальной истории, вставляют в документальные передачи, биографические описания, а также при отражении истории вещания, описании годовщин отрасли. Часто архивные материалы вставляют в развлекательные программы и т.д.

Этот процесс принял такие размеры, что обладатели прав на материалы сегодня обеспокоены неправильным употреблением архивного метража. В некоторых обстоятельствах это может привести к правовым дебатам и, как следствие, сказаться на бюджете студии пост-продакшн.

Принципы, связанные с повторным использованием

Архивные материалы должны быть ясно идентифицированы при использовании, если существует любая опасность путаницы.

При этом нельзя вводить в заблуждение аудиторию. Важно не допускать использование архивного материала, относящегося к ка кому-либо событию, для иллюстрирования другого. Мы должны осторожно относиться к повторным показам архивного материала, касающегося преступлений и их жертв. Хотелось бы избегать ошибок, не разрушать расовые, сексуальные или иные стереотипы населения данной страны.

Важнейшая роль архивиста - убедиться в том, что в базе данных архива записана правильная и нужная информация, в противном случае искаженное событие будет увековечено более поздними пользователями архива и в таком виде передаваться из поколения в поколение.

Используя материал, который был прислан в архив организацией, желающей продвигать свою деятельность, идентифицируйте его как "промоушн"-материал. Информация о том, кто принес кассету и почему, должна быть записана в архивной базе данных.

Избегайте показывать кадры узнаваемых людей, особенно в негативном контексте. Необходима внимательность при употреблении архивного материала, когда они касаются государственных деятелей. Даже если материал записан и вышел в эфир с разрешения самих персон, они могут быть недовольны повторным использованием материала. Поэтому избегайте крупных планов, идентифицирующих кадров государственных деятелей, их собственности.

Повторное использование идентифицирующих кадров людей или компаний становится даже более проблематичным, если они идут в негативном контексте. Персонажи могут обидеться, если их изображения используются в негативном или чувственном контексте, и предпримут правовые действия по отношению к вещателю.

Остерегайтесь вызвать боль, обиду, используя неуместный или устаревший материал. Опасайтесь употреблять кадры государственных деятелей, если не знаете, что стало с ними: может быть их уже нет в живых.

Не используйте повторяющиеся кадры одного и того же эпизода для иллюстрации главной темы.

Что касается технических условий использования метража, то здесь тоже имеются соответствующие ограничения.

Архивная пленка должна быть показана в оригинальном виде, поэтому крутите ее на скорости оригинала, не подкрашивайте черно-белые кадры и наоборот. Архивисты должны избегать искажения исторических изображений и, следовательно, диверсификации исторических фактов.

Восстановление архивного материала

Отснятый материал художественного фильма, реконструирующий настоящие исторические события, нельзя представлять в качестве документальных фильмов. Когда художественные кадры используются в документалистике из-за недостатка документальных или для улучшения видеоряда, оригиналы должны быть точно идентифицированы. Если из-за недостатка материала событие частично доснято, то такая подмена должна быть ясна на экране и, конечно, заложена (в письменной форме) в архив/библиотеку.

В заключение следует сказать, что все вышеперечисленное — не руководство к действию, а скорее рекомендации, предназначенные для повышения осведомленности архивистов и программных редакторов.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2003
Посещений: 13839

Статьи по теме

  Автор

Станислав Буневич

Станислав Буневич

Советник президента ОАО "ТВ Центр" по техническим вопросам, президент Евроазиатской технической ассоциации телевидения и радиовещания

Всего статей:  3

  Автор

Сергей Фролов

Сергей Фролов

Начальник Управления реформирования и отраслевого развития МПТР России, член научно-технических советов МПТР России и Минсвязи России

Всего статей:  4

  Автор

Сергей Макаров

Сергей Макаров

Генеральный директор ВНИИТР

Всего статей:  1

  Автор

Валентин Хаимов

Валентин Хаимов

Зав. отделом ВНИИТР

Всего статей:  6

  Автор

Марк Локшин

Марк Локшин

НИИР

Всего статей:  13

  Автор

Сью Малден

Сью Малден

Независимый консультант по медиаархивам

Всего статей:  1

В рубрику "ВС-клуб" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций