В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Владимир Маковеев
В начале 1970 годов в короткий период улучшения отношений между СССР и США (так называемой "разрядки" или по-американски "детанта") у нас возникли надежды не только на разовый импорт конкретной телевизионной аппаратуры, но и ввоз технологических комплексов для ее производства.
Гостелерадио СССР по инициативе ВНИИТР начало переговоры со знаменитой американской фирмой "Ампекс" о закупке "под ключ" цеха по производству блоков вращающихся головок для профессиональных видеомагнитофонов. В мае 1974 г. в США состоялись первые переговоры, а осенью в Москву прибыла делегация фирмы "Ампекс" во главе с вице-президентом г-ном Ольрихом с проектом контракта стоимостью в 19 млн долларов.
Моего тогдашнего начальника зампреда Гостелерадио Л.С. Максакова такая сумма не смутила: он знал по опыту, что 19 млн выпросить у нашего Правительства будет проще, чем, например, 1 млн (в те времена в СССР уважались солидные проекты). Максаков только спросил у партнеров, откуда взялась эта цифра? Эксперты фирмы пояснили, что в эту сумму заложены возможные убытки фирмы от неминуемой при реализации проекта потери части рынка в странах соцлагеря, а также цена передаваемого ноу-хау.
Последний термин был переведен в духе того времени как "передовой технологический опыт", что сразу же завело переговоры в тупик. По нашему тогдашнему "социалистическому" менталитету торговать знаниями было непристойным делячеством; нас с детства окружали лозунги, призывающие щедро делиться передовым опытом. А тут такие деньги и вроде бы ни за что! Напрасно гости разъясняли, что мы, по их мнению, потратим больше, решая эти проблемы самостоятельно.
Положение спас мудрый Ольрих, он сказал: "Господин Максаков! Вы хотите знать, откуда взялась сумма в 19 млн? Точно такой же вопрос мне задал правительственный чиновник в Вашингтоне, к которому я зашел перед поездкой в Москву. Я ответил ему честно, что не знаю. И он был удовлетворен моим ответом!" Обе делегации облегченно рассмеялись и занялись более простыми вопросами.
К сожалению, эта сделка так и не состоялась. "Детант" оказался по времени значительно короче процедур, необходимых для ее оформления.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2006
Посещений: 10041
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций