В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Андрей
Громковский Глава канала Paramount Comedy
|
Без сильного желания сам больной вряд ли выздоровеет |
— Как можно на сегодняшний день охарактеризовать отношения между рынками кино и телевидения?
— Телевидение является настоящим рынком, в полном смысле этого слова, а вот кино по большей части дотационная отрасль, в которой желания продюсера снимать, зрителя смотреть, а государства наставлять кардинальным образом расходятся. Из-за этого в России выходит только несколько успешных отечественных фильмов в год. При этом на ТВ российские фильмы пользуются большим спросом, так как зритель хочет смотреть российское кино, но не готов рисковать временем и деньгами, чтобы ехать в кинотеатр и платить существенную сумму за билет.
В целом же мы понимаем, что количество качественных киноканалов на рынке очень небольшое, и большинство зрителей порой даже не помнят, какой киноканал они смотрят.
— Насколько серьезную часть доходов фильма составляет продажа его на ТВ?
— Это сильно зависит от картины, но для успешных в прокате фильмов это может составлять 30—40% выручки, для менее успешных — все 100%. Телевидение во многом выступает спасителем киноиндустрии, о чем не раз говорил Константин Львович Эрнст. Крупные каналы до сих пор являются крупнейшими партнерами очень многих продюсерских компаний, и если бы не они, то никакие государственные субсидии продюсеров не спасли бы.
— На каком уровне развития находится производство телефильмов и сериалов в России?
— С учетом того что в СССР практически отсутствовала современная отрасль производства сериалов (подобная той, что была в США), мы добились очень больших успехов. Россия — один из крупнейших производителей телесериалов и фильмов в мире, при этом объемы рынка рекламы, конечно же, сдерживают способность каналов платить за сериалы и фильмы. Нашему рынку сериалов и кино есть куда расти, но только при условии развития рынка рекламы, а он зависит от общей экономической ситуации в стране. Основная же проблема для продюсеров — это отсутствие кадров, и ее решить без осознанной государственной политики в области образования невозможно. Важным также является вопрос, который многие не любят обсуждать, — вопрос конкуренции. Пока каналы будут работать лишь со "своими" продюсерами, рынок будет расти медленно и прорывов ожидать не стоит.
— В чем основная проблема отечественного рынка кинопроизводства?
— Основная проблема — люди, во всех смыслах этого слова. Старое поколение уже ушло или уходит на пенсию, а свежих, молодых и, главное, светлых голов немного. Молодых людей с хорошим образованием да и опытом практически нет вообще. Считаю, что всеобъемлющее обновление не за горами. Вопрос в том, что оно принесет. Для нашей отрасли и страны в целом.
— Способно ли телевидение дать вторую жизнь отечественному кинематографу?
— В виде неких подобий зомби телевидение может дать вторую жизнь отечественному кинематографу, но кино все-таки снимают для большого экрана. Любой продюсер или режиссер, снимающий сериал, всегда тайно мечтает снять фильм, так уж устроены люди. Так что ТВ — как сестра — помогает брату кинематографу не умереть, но без очень сильного собственного желания сам больной вряд ли выздоровеет.
— Какие знаковые картины или события в отечественном кино вы можете отметить за последние несколько лет?
— Считаю, что знаковым событием стало создание Фонда кино. Это лучшее, что произошло с российским кино за последние 5 лет, потому как в отрасли появился сторонний человек без багажа обид и с чистой репутацией (Сергей Александрович Толстиков и его команда), который смог сделать очень много для нашего кино. Смогли ли этим воспользоваться продюсеры — другой вопрос. Из коммерческих компаний я бы отметил Enjoy Movies — это одна из самых успешных команд на российском рынке, и им есть чем гордиться.
Виктор
Горюнов Главный редактор телеканала "Дом кино"
|
Современные технологии вернули кинематограф к истокам |
— Как можно на сегодняшний день охарактеризовать отношения между рынками кино и телевидения?
— Отношения очень позитивные. К примеру, большинство российских фильмов, только что прошедших в прокате, попадают не к пиратам, а к нам — на канал "Дом кино". Это выгодно и производителю, и телеканалу.
— На каком уровне развития находится производство телефильмов и сериалов в России?
— Художественный уровень сериалов в нашей стране за последние 10 лет, конечно же, вырос. Многие из них уже не уступают полнометражным фильмам и достойны серьезного внимания. И хотя выбор многосериек сегодня весьма широк, спрос на них не ослабевает. Поэтому ни производителям, ни вещателям расслабляться пока не стоит.
— В чем основная проблема отечественного рынка кинопроизводства?
— Отсутствие идей. Как сценарных, так и режиссерских. Современные технологии, вместо того чтобы вывести кинематограф на новую ступень развития, практически вернули его к истокам. Кино снова стало "аттракционом". Типовой набор приемов и спецэффектов часто напрочь подменяет авторскую мысль. Это проблема не только российского кинематографа, но и мирового. Сидя в кинозале, все чаще ощущаешь себя не зрителем, а потребителем, процентом от кассы. Мозг и душа во время просмотра отключены, заранее понятно, что увидишь в следующем кадре. Стоит появиться какому-то новому решению, его тут же клонируют до отторжения. Это не интересно. Но это своего рода дух времени. Спрос рождает предложение.
— Способно ли телевидение дать вторую жизнь отечественному кинематографу?
— Киноканалы сегодня пользуются хорошим спросом. И естественно, они становятся площадкой не только для раскрученных фильмов, но и для тех, которые по различным причинам не имели широкого проката. Канал "Дом кино" стремится первым показать большинство хитов. Но для того чтобы фильм получил зрительскую любовь, одного эфира недостаточно. Тут и всплывает главная проблема взаимоотношений российского кинематографа с телевидением. Если у работников киноиндустрии основная задача — собрать залы, то цель телеканалов — удержать зрителя у экрана. И здесь яркие афиши не работают. Люди не будут пересматривать фильм, который их не заинтересовал.
В результате современных фильмов, на которые мы регулярно продлеваем права показа, очень мало. Но именно эти фильмы остаются жить. И только когда доля таких фильмов составит как минимум треть от всех закупок, можно будет говорить о второй жизни всего кинематографа.
— Какие знаковые картины или события в отечественном кино вы можете отметить за последние несколько лет?
— Отвечу не как киноменеджер, а как человек, который любит кино и хочет, чтобы эта любовь была взаимной.
Безусловным событием последних лет стала работа Сергея Лобана "Шапито-шоу". Фильм заставил вспомнить модное в конце прошлого века словосочетание "культовое кино". Фильм может вызывать споры, его могут отрицать и могут любить. Но это и есть искусство.
Второй фильм — "Елки-2". Давно уже российским кинематографистам не удавалось снять кассовый фильм о добре. А что, как не кино и телевидение, должно осуществлять воспитательную функцию, напоминать людям о простых человеческих ценностях?
Фильм "В субботу" держит в гипнотическом оцепенении от начала и до конца. Разгадать каждую мысль, понять мотивацию всех действий и бездействий — чем не семинар по психологии?
Нельзя еще не сказать о российской анимации. Такие работы, как "Иван Царевич и серый волк" и эпопея о трех богатырях если не переплюнули западные полнометражки, то уж точно ни в чем им не уступают.
В завершение хочется назвать еще один фильм, который хоть и не стал событием в кинематографе, но дал надежду на его развитие. Авторы фильма "Рассказы" достойны уважения за смелость и злободневность своей работы.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2013
Посещений: 10903
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций